Восстановление стелы – панно «Радость труда» близится к завершению. Но впереди очередной огромный пласт работы – приведение в благоустроенный привлекательный вид территории, прилегающей к этому образчику советского наследия.
Для популяризации объекта — многие просто не знали или забыли о нём — Степанова лично провела серию лекций о «Радости труда», в музеях города рассказывала, зачем нужно восстанавливать стелу, в чем ее художественная ценность. Долгие месяцы уговоров и убеждений дали свои плоды. Но теперь нужно было решать, как же её реставрировать, и массу других вопросов.
Восстановление мозаики под открытым воздухом – это сложный процесс. Вот и искали, прорабатывали различные варианты, как же можно её защитить. Предлагался даже такой способ как в Чикаго – накрыть мозаику прозрачным навесом. Но потом от всех вариантов отказались, потому что захотели сохранить мозаичное панно в первичном виде. Общественность отдала свои голоса за то, чтобы оставить всё, как было всегда.
— Мозаичисты рассматривали разные технологии, как они будут восстанавливать стелу, так как много было потеряно. Художники рисовали картоны. Пытались по эскизам Королева, по фотографиям восстановить рисунок мозаики на этих картонах, чтобы потом можно было снова его воссоздать в натуре. Целый кусок, посвященный строительству ВАЗа, был утерян. Это всё собирали по крупицам. Кроме того, проводили сбор упавшей мозаики, а также субботники на территории возле панно, чтобы более-менее привести её в порядок,
— рассказывает Мария Александровна.
В ТГУ сформировали Центр мозаики (затем он был переименован в Центр креативных индустрий ТГУ), который руководит работами по восстановлению стелы.
Вот так шаг за шагом был пройден путь от того, что стела никому не нужна, она просто объект муниципальной собственности, как лавочка или урна, до того, чтобы стать действительном значимым объектом. К счастью, сейчас она стоит на отдельном кадастровом участке, но до 2015 года находилась на общем земельном участке с недостроенным Экспо-центром. При участии активистов стеле выделили отдельный кадастровый участок. И уже есть отработанные идеи, как его благоустроить. Обновление территории и вписание её в существующий градостроительный контекст лежит на Центре Урбанистики. Однако до сих пор каждый новый день приносит проблемы, которые снова и снова приходится решать.
— Мы ведём с городской администрацией диалог о том, что нужно увеличить кадастровый участок для стелы, потому что для обзора нужно больше пространства. Когда человек подходит слишком близко, он не может увидеть весь сюжет целиком. Как вдруг выясняется, что активизировалась группа по стоящему рядом недострою. Новые люди взяли участок в аренду и уже сделали проект для экспертизы объекта. Это будет не Экспо-центр, а аквакомплекс. И это надо было учесть в проекте благоустройства
— рассказывает о возникающих трудностях Степанова.
Фонари и арт-объекты на площадке возле стелы будут выполнены в форме, повторяющей её абрис. Если посмотреть с торца, панно как раз выглядит таким образом. И эта форма специально везде используется. Арки выстраиваются в анфиладу на этом пространстве так, чтобы через них было видно стелу.
-В Итальянском сквере прямо перед стелой имеется спортивная площадка. Поэтому осуществить прямой проход к новому общественному пространству уже нельзя. Задумка такова, что, когда ты идешь от Волгаря или по Итальянскому скверу, ты не увидишь сразу «Радость труда», но обязательно увидишь арт объект, который выглядит как будто два абриса панно, мы специально создаём дорожки, которые направлены на него. У этого арт объекта нет конкретного названия. И нет смысла рядом со стелой создавать что-то значимое. Этот арт- объект светится. Он призван привлечь внимание, чтобы люди отправились к этому месту. Его видно со всех сторон, в отличие от панно, которого не видно из-за спортивной площадки,
— делится задумками Степанова.
На территории подразумевается высадка невысокого озеленения, чтобы виды не закрывались. Это различные кусты с цветной листвой, которые должны подчеркнуть цветовое решение всей площадки. Вокруг стелы не будет никакого ограждения. Но восстановят гранитную отмостку в 1, 5 метра, такую же, как была раньше. Еще чуть дальше будет сделан бортик, который предлагается использовать для сидений. Он покрывается деревянным настилом. Человек может выбрать себе место, где он отлично сфотографируется на фоне «Радости труда». При этом нет необходимости подходить слишком близко, чтобы потрогать её. Бортик с таким настилом претендует стать самой длинной лавочкой не только в Тольятти, а во всей Самарской области. Это место предназначено и для отдыха, и для защиты стелы от близкого подхода.
-Мы рассчитываем на то, что при входе на эту территорию будут стоять небольшие объекты с мозаикой. Если уж ты хочешь потрогать мозаику то, пожалуйста, делай это здесь,
— говорит Степанова.
В городском бюджете уже предусмотрели средства на благоустройство территории, прилегающей к монументально-мозаичной стеле-панно «Радость труда«. Когда разыграют контракт, начнется её обновление. Восстановительные работы по стеле завершатся уже в этом году, в сентябре её собираются открыть. Благоустройство также будет проведено до конца года.
Стоит отметить, что в этом году администрация подготовила список адресов, где были выявлены мозаичные панно, которые решением городской думы были включены в Перечень знаковых и социально значимых мест. Жители Тольятти, безусловно, знакомы с мозаиками, которые украшают фасады зданий, построенных в советский период, отражающих идеологию того времени, представляющих сюжеты из жизни людей либо связанных с важными событиями. Есть и современные мозаики, которые были созданы в начале 2000-х. И их тоже когда-нибудь придется восстанавливать. Так что бесценный опыт, приобретенный благодаря «Радости труда», обязательно пригодится.
Глава города Николай Ренц высоко оценивает работу по восстановлению стелы-панно «Радость труда»:
— Особо хочу поблагодарить художников –реставраторов, проявлявших чудеса находчивости, ведь это уникальная работа, очень сложная подборка смальты, потому что современная смальта отличается по составу и цвету от той, которая изготавливалась 50 лет назад. А также технологов, которые нашли способ обеспечить укрепление элементов конструкции, слоев штукатурки, подкладочной стальной сетки, бетонных блоков. На самом деле, за прошедшие годы все эти элементы пришли в подвижное состояние, и мы вынуждены были нашпиговать стелу химическими грунтами с погруженными в них стальными шпильками, для того чтобы обеспечить надлежащий каркас, а также уникальными специальными составами, обеспечивающими склеивание самых разнородных элементов (камня, бетона, штукатурки, металла) и заполняющими пустоты. Крепость такого состава превышает крепость любого из соединяемых им элементов. Также подобран специальный бесцветный состав, который в итоге наносится на стелу и обеспечивает ее влагонепроницаемость. Раз в 5 лет нам нужно будет обрабатывать поверхность данным раствором. Это гарантирует, что мы сохраним наш монументальный памятник культуры и истории на века. Не сомневаюсь в том, что в сентябре мы получим замечательный объект, который будет радовать и жителей, и гостей нашего города и очень тепло и крепко связывать нас с нашей историей через эти прекрасные символы.
Новости Тольятти Городские ведомости