Студентка ТГУ Алёна Назарова защитила свой диплом по теме «Разработка визуальной концепции сувенирной продукции г.о. Тольяттти».
В ТГУ состоялась открытая защита дипломных проектов студентов графического дизайна. Ребята поразили разнообразием тем и основательностью подхода к своим дипломным работам. Так, Алена Назарова провела настоящее исследование и анализ сувенирной продукции Тольятти.
В ходе исследования сувениры были распределены на две группы. В первую вошли прошлые и старые сувениры, во вторую – продукция, которая представлена сейчас на покупательском рынке.
Раньше в Тольятти, как и во всем Советском Союзе, были распространены наборы открыток с фотографиями города. Чаще всего на таких открытках был запечатлен Автозаводский район, его белоснежные панельные дома, огромные ансамбли советского модернизма, а также часто использовались фотографии Волги и парусов. Также в прошлом были распространены и отправительские открытки. Их оформление было простым, изображения были стилизованными, использовались сплошные заливки и простые формы. На них изображались такие объекты, как ГЭС и автомобильный завод, передавался образ нового современного города и города, стоящего на берегу. Частым элементом на таких сувенирах являлся герб города.
Поскольку в Тольятти была насыщенная культурно-событийная жизнь, распространены были сувениры, приуроченные этим событиям. Плакаты и идентичные им открытки, флажки и значки, головные уборы. Помимо этого, важно отметить, что также были распространены и вип-сувениры, представленные наградными вымпелами и статуэтками, миниатюрными копиями машин ВАЗа.
На сувенирах прошлого Тольятти представлялся как молодой и амбициозный город, с яркой культурной жизнью; как город здоровья и спорта, как город – полисадник, где можно активно отдохнуть в лесу или на берегу Волги; как автомобильная столица страны. Сувенирная продукция несла на себе объекты идентичности города: архитектурные особенности, промышленные предприятия, природное достояние.
Отличительной особенностью сувениров настоящего времени можно назвать, вариативность их форм. Так, в отличие от сувениров прошлого времени, полиграфии уже не так много, к тому же она претерпела видовые изменения. Полиграфия представлена не только простыми одностраничными открытками, но и наклейками, а также брошюрами. Среди сувениров также можно выявить уже ставшие банальными магниты, а также тарелки. На них чаще всего изображаются местные достопримечательности такие как памятник преданности, памятник В.Н. Татищеву, монументально декоративно-скульптурная композиция «История транспорта», среди архитектурных монументов – Преображенский кафедральный собор г. Тольятти и здание генеральной дирекции АвтоВАЗа. Редко встречаются сувениры, посвященные советскому модернизму в Тольятти. Среди техник исполнения оформления сувениров можно выявить коллажный подход обработки фотографий и стилизацию объектов в линиях. Помимо этого, можно отметить, что часто встречается голубой цвет, отсылающий к Волге и открытому просторному небу.
Среди сувениров можно выявить, имеющие не шаблонный вид. Популярные в наше время функциональные формы: шопперы, кружки, значки. Фирменные сувениры спортивных клубов, тоже являются отражением идентичности города.
Подводя итог, можно сказать, что со временем в Тольятти происходило изменение сувенирных продуктов и образов, которые они несут. С течением времени, сменился акцент ключевых образов города, почти исчезли природные особенности города, они стали скорее дополнением как фона.
Основной целью выпускной бакалаврской работы было создание визуальной концепции сувенирной продукции, которая должна изменить устоявшиеся тривиальные шаблонные представления о городе. Ведь сувениры, созданные на основе местной культуры, традиций и достопримечательностей, представляют собой отличный способ популяризации городов. Сувениры – это предметы, которые туристы могут продолжать использовать после поездки, вспоминая о своем путешествии и делая небольшой вклад в популяризацию места, которое они посетили.
Девушка подготовила свою сувенирную продукцию, которую представила в ходе защиты.
Также она рассказала, что в ходе работы над проектом был проведен опрос, в котором участвовали более 200 респондентов.
-Можно сказать, что сейчас Тольятти является заложником стереотипов. Опрошенные говорили, что у них нет никакого образа города и что на первом месте у них стоят такие проблемы как молчаливое существование, экологическая обстановка, маленькие зарплаты. Они забывают, что молодые граждане города способны изменить его. Давайте сейчас создавать наше будущее! Город тоже имеет свою душу, свое прошлое и будущее. Он взрослеет вместе с вами, в нем заключена ваша часть. Он как наш личный дневник, позволяет использовать себя как страницы. Поверх старой записи мы можем создавать новую. И мы должны быть открыты новому опыту, тогда появится возможность показать себя городу с другой стороны.
— говорит Алёна Назарова.
Новости Тольятти Городские ведомости