Ее униформой всю жизнь была тельняшка, а офисом — рубка и палуба корабля. В канун праздника 8 Марта рассказываем о тольяттинке, которая в свое время выбрала необычную для женщин профессию матроса.

Наша землячка Радина Кондрашина двадцать пять лет своей карьеры посвятила речному флоту и за это время сумела достичь пика профессионального мастерства. В 2018 году, будучи сотрудником ОАО «Порт Тольятти», Кондрашина приняла участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» и, заняв первое место, была признана лучшим матросом речного флота. Во время испытаний ей удалось победить конкурсантов из судоходных компаний со всей России, среди которых были одни мужчины. По ее признанию, это стало возможным не из-за того, что она смогла обойти их по силе и выносливости (в конкурсе не было силовых испытаний), а как раз благодаря качествам, которыми больше обладают женщины, например, терпению и нацеленности на результат.

Около года назад Радина Кондрашина пошла «на повышение» — сейчас она трудится инженером-диспетчером по регулированию движения судов Самарского района гидротехнических сооружений и судоходства, которое находится в микрорайоне Шлюзовой. Новая работа ей так же по душе, но, несмотря на то, что по ее выражению, «ушла с Волги на Волгу», она теперь безумно скучает по тем временам, когда была матросом и каждый день отправлялась в речные путешествия. Ведь именно это — постоянное движение, общение с людьми, романтика пути в свое время и заманило Радину в речную профессию.

Речная стюардесса

Матросом она стала почти случайно. В детстве мечтала летать на самолетах и работать стюардессой. Однако после школы устроилась кассиром на причал в Автозаводском районе. Продавала билеты на теплоходы «Метеор» и «Омик», которые катали пассажиров по Волге или перевозили с берега на берег. В какой-то момент сотрудники теплохода предложили: «А давай к нам?». И она согласилась, параллельно поступив в Речной техникум на специальность «Судовождение». С тех пор на ее счету более двадцати навигаций, то есть отработанных на воде календарных лет. Забегая вперед, скажем, что специальность «Судовождение» в техникуме дает возможность выпускнику работать матросом или техником. Чтобы управлять судами, стать капитаном, нужно учиться дальше и сдавать различные квалификационные экзамены. Тогда в нашей стране не было практики, чтобы этой профессией занимался слабый пол. Даже такие известные женщины-капитаны кораблей как Людмила Тибряева и Анна Щетинина тоже начинали свой путь с матросов. И только спустя много лет дослуживались до права стоять на капитанском мостике.

 

Радина Кондрашина рассказывает, что распорядок рабочего дня матроса такой же как у многих – так же заступаешь, принимаешь пост и сдаешь его после окончания рабочей смены. Ежедневные обязанности на работе зависят от периода навигации. Основной пик приходится всегда на лето, поэтому отпуск бывал только зимой.

«Я всегда работала на пассажирских судах, и в мои обязанности входило в начале смены принять корабль, проследить все ли в порядке на палубе, в гальюне, в местах, где располагаются пассажиры. Потом осуществить посадку пассажиров на рейс, проверить билеты, обеспечить отплытие. Во время рейса следить за соблюдением порядка, по прибытию к месту назначения пришвартовать судно, совершить высадку-посадку и далее обеспечить дальнейшее отплытие, — рассказывает Радина. — После каждого рейса нужно навести порядок на палубах. И так каждый раз, каждый день. По своей сути матросы – это те же стюарды, только на водном транспорте. В межнавигационные периоды мы готовили суда к сезону – мыли, шкрябали, красили. Раз в четыре года теплоходы поднимают 100-тонным краном для очистки днища. Тогда матросы надевают специальные костюмы и зачищают поверхность пескоструйной машиной. Днище проверяют на ржавчину, при необходимости ремонтируют, но это уже делают ремонтные службы, это мужская работа. Вообще на корабле матрос должен уметь делать почти все. Самым легким лично для меня были, конечно, функции повара, если это были длительные рейсы. Но при аврале я могла взять на себя часть работы механика или моториста».

В целом, по словам теперь уже бывшего матроса 1 класса Кондрашиной, такую работу нельзя назвать женской. Вода – это стихия, где часто требуется чисто мужская сила. За годы работы внештатных ситуаций бывало много. Например, летом 2019 года они привезли отдыхающих на Золотые пески, высадили людей на берег и через несколько часов должны были отправляться назад в Тольятти. Однако погода вдруг резко испортилась, начался шквальный ветер.

«На смене тогда было только два человека – я и механик, который обязан оставаться на борту, потому что в этой ситуации нужно выравнивать корабль – из-за ветра возникла опасность, что судно выбросит на мель, — вспоминает Радина Кондрашина. — В то же время наш трап, по которому пассажиры сходят на берег вне причалов, спускался с носа корабля и упирался в прибрежный песок. Из-за сильного ветра трап стало просто уносить, мотать из стороны в сторону. Мне пришлось в одиночку его удерживать, чтобы его не разломало и не унесло. Был бы на моем месте мужчина, то он бы легко справился, мне же пришлось приложить немало усилий».

Мужской силы иногда требуют и швартовые операции на корабле, а командный голос и жесткое слово, которые больше свойственны сильному полу, часто были бы нелишними для непредвиденных ситуаций или решения конфликтов среди подвыпивших пассажиров. Но Радина, как женщина, справлялась с такими ЧП по-своему – отводила в сторону, переключала внимание, убеждала буянов успокоиться.

Кстати, многим азам профессии, тому, как работать с людьми и как сберечь саму себя на такой непростой работе, Радину научил ее учитель и наставник — капитан теплохода «Жигули» Александр Николаевич Кругликов. К сожалению, сегодня его уже нет в живых, но Радина, как и многие сотрудники порта, всегда вспоминает о нем с теплотой и благодарностью.

Конкурс матросов

На федеральный конкурс профессионального мастерства в номинации «Лучший матрос речного флота» Радину Кондрашину выдвинуло руководство Порта Тольятти. Испытания проходили в Речном порту нашего города. В соревнованиях приняли участие представители ведущих предприятий водного транспорта России из таких судоходных регионов, как Республика Башкортостан, Нижегородская, Волгоградская, Томская, Ростовская, Астраханская области. В итоге первое место заняла матрос ОАО «Порт Тольятти» Радина Кондрашина, второе – Сергей Кузьмин из ФГБУ «Морская спасательная служба» (Москва), а третье — Игорь Савиных из АО «Томская судоходная компания».

По словам победительницы, готовиться к конкурсу она начала заранее – нужно было вспомнить теоретическую часть, так как одним из этапов было — ответить на вопросы теста. Оно и понятно – одних названий морских узлов существует множество: «прямой», «шкотовый», «беседочный», «рифовый», «выбленочный» и т.д. Непосредственно на испытаниях финала участники выполняли разные задания, а жюри оценивало качество, скорость и технику выполнения. Например, нужно было отработать операцию по спасанию человека за бортом, пожарную операцию – с огнетушителем и шлангом. Жюри оценивало навыки оказания первой медицинской помощи, работы со швартовым палубным устройством, умение вязать узлы, проводить различные судовые работы, ставить судно на якорь, выполнять погрузочно-разгрузочные работы и многое другое.

Радина говорит, что выиграть в конкурсе ей помогли многолетняя практика и спокойствие. Признаться честно, она с самого начала не особо верила в то, что сможет победить, поэтому ей сама победа была не так важна – важнее было не подвести коллектив, который оказал ей доверие и выдвинул на конкурс. Поэтому она просто четко, спокойно и последовательно выполняла задания и в итоге победила, набрав наибольшее количество баллов. К слову, за победу в конкурсе она получила денежное поощрение в 300 тыс. рублей, которые впоследствии вложила в ремонт квартиры. Бонусом стало также приглашение в Москву на церемонию награждения победителей всего конкурса лучших представителей разных профессий со всей России.

Самое главное – иметь свою тихую гавань

Матросу № 1 России не довелось бывать в заграничных морских поездках или ходить в дальние плавания. Но за время работы Радина Кодрашина объездила всю Волгу, а любимым местом на великой русской реке называет район села Ширяево, где художник Илья Репин писал своих знаменитых «Бурлаков». Там красиво, тихо и спокойно. Кондрашина говорит, что в жизни каждой женщины самым важным должна быть не работа, какой бы заманчивой она ни была, а ее семья, где должно быть все в порядке. И пусть за время карьеры ей не удалось дослужиться до капитана, зато в ее «тихой гавани» все сложилось так как надо, и свой личный «морской узел» она связала крепко и правильно. Сегодня семья Радины – это ее близкие и двое уже выросших детей – 20-летний сын Роман и 18-летняя дочка Юля. Дети уже определились с профессиями (оба выбрали гражданские специальности) и учатся в вузах Санкт -Петербурга. А мама, наблюдая за их маленькими успехами издалека, всегда готова помочь и желает им большого плаванья!

Новости Тольятти Городские ведомости

Поделитесь новостью: