Тольятти стал одним из первых городов, где в рамках национального проекта «Образование» открыт Центр цифрового образования «IT-куб». Сегодня там занимаются дети в возрасте от 7 до 17 лет, осваивая столь актуальные сегодня программы цифрового образования. Специалисты отмечают, что оно становится все более востребованным.

В «IT-кубе» дети с семи лет обучаются основам программирования, кибербезопасности и кибергигиене, сами разрабатывают приложения, а также постигают многие другие премудрости сферы информационных технологий.

Новый образовательный центр функционирует на базе МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития» в Комсомольском районе. Тольяттинский «IT-куб» стал вторым в Самарской области, первый открылся в Самаре. В целом по стране в 49 субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» именно 1 сентября 2021 года были открыты 55 таких центров цифрового образования детей. В Самарской области нацпроект реализуется при активной поддержке правительства губернии и губернатора Дмитрия Азарова. Федеральным оператором по организационно-техническому и методическому сопровождению создания в субъектах Российской Федерации центров «IT-куб» выступает ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Планируется, что с каждым годом «IT-кубов» будет появляться все больше.

 

ЦИФРОВАЯ НАУКА И ПРАКТИКА – ДЕТЯМ

Значимость цифрового образования сегодня трудно переоценить, причем IT-грамотность актуальна для всех поколений – от мала до велика.

С открытия «IT-куба» прошло всего три месяца, но специалисты центра уже увлеченно презентуют результаты своей работы, даже несмотря на то, что им, как и всем учреждениям образования, тоже приходилось работать в дистанционном режиме.

Всего на сегодняшний день в центре цифрового образования занимается 480 детей по направлениям: программирование на Python, мобильная разработка (направление реализуется совместно с проектом «IT Школа Samsung»), программирование роботов, программирование на Java, системное администрирование, кибергигиена и работа с большими данными, разработка приложений виртуальной и дополнительной реальности (VR/AR).

Также ребят ждут занятия и тренинги с психологами по развитию креативности и инновационного мышления, умения работать в команде и других психологических процессов и компетенций, которые будут способствовать как повышению качества обучения в целом, так и развитию личностных качеств в рамках дополнительного спецкурса Школы инновационного мышления «МаксимУМ» – 4К-программиста. Не секрет, что многие гениальные программисты в силу специфики работы иногда не умеют правильно презентовать результаты своего труда, так как большую часть времени лишены активной коммуникации. Общаться, взаимодействовать и уметь себя презентовать – те навыки, которым обучат ребят. Кроме того, IT-кубовцы изучают английский язык в части той лексики, которая нужна программистам. Языковой практикум намного упрощает понимание сложных кодов разных языков программирования, делает обучение более простым, понятным, эффективным.

– Мы работаем с детьми в возрасте от 7 до 17 лет, – рассказывает руководитель тольяттинского Центра цифрового образования детей «IT-куб» Дарья Савина. – Так как наш Центр – единственный в городе, то к нам на занятия приезжают дети со всех районов города, есть также ребята из близлежащих сел и деревень: из Васильевки, Зеленовки, например. Каждый ребенок выбирает направление по душе, по запросам, в зависимости от имеющегося уровня подготовки: кому-то нужен курс, который будет включать азы компьютерной грамотности, а кто-то уже умеет создавать какие-то продукты в цифре или знаком с языками программирования. Чаще всего самим ребятам, а также родителям, которые приводят к нам своих детей, трудно определиться с выбором направления обучения. Они просто не знают, чего именно хотят, или, наоборот, хотят всего и сразу. Поэтому мы разработали широкий спектр ознакомительных программ. Здесь наша задача – помочь выбрать правильное направление, обеспечить непрерывность и последовательность в обучении – чтобы, начиная с азов, ребенок мог получить комплекс цифровых знаний и навыков.

Как говорят специалисты «IT-куба», обучение в Центре совершенно не означает, что ребенок впоследствии обязательно выберет для себя профессию программиста, разработчика или web-дизайнера. Как и любое другое дополнительное образование, занятия в Центре – общеразвивающие. Тем не менее программы носят и профориентационный характер, помогают разобраться с видом деятельности и определиться с выбором профессии. Мы все понимаем, насколько плотно IT вошли в нашу жизнь, и вряд ли эти позиции со временем ослабнут, поэтому специалисты этой сферы с каждым годом будут востребованы все больше и больше. Кроме того, IT проникают сегодня во все сферы и цифровая грамотность становится основополагающей характеристикой современного специалиста любой из них, тем более актуальным становится приобретение и развитие таких навыков.

Одним из партнеров Центра выступает международная компания Samsung Electronics, совместно с которой реализуется проект для старшеклассников – «IT-школа Sumsung». Это образовательная программа по основам IT и разработке мобильных приложений на Java для платформы Android. Продолжительность обучения по программе – 1 учебный год, за который ребята создают собственные приложения, участвуют в конкурсе, по результатам которого получают предложения по дальнейшему развитию с перспективой трудоустройства.

«Естественно, что после успешного освоения такого курса ребенок сможет самостоятельно зарабатывать на собственных или выполненных по заказу проектах, – говорит Дарья Савина. – В любом случае у него появится отличное преимущество при поступлении в учебное заведение, создания собственного портфолио. Помните, еще лет 10 назад мы на полном серьезе в резюме указывали владение программой Word как один из своих плюсов? Сейчас этот навык считается вполне разумеющимся, так же как умение читать и писать. Кто знает – какие требования будут актуальными и обязательными в резюме через какое-то время?»

 

К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ

На сегодняшний день в «IT-кубе» самой востребованной является программа «IT-куб СТАРТ». Это авторская разработка педагогов центра, она включает в себя шесть модулей. За учебный год ребята проходят шесть курсов (основы программирования, робототехники, виртуальной реальности, кибербезопасности, мобильной разработки, цифровой экономики) и курс, направленный на развитие креативности и инновационного мышления. Эта программа не только дает IT-грамотность и крепкие знания в определенных областях, но и позволяет ребенку определиться с дальнейшим выбором, что он хотел бы дальше изучать более углубленно: науку о создании роботов или графические программы и т. д. Стартовое направление рассчитано в основном на учащихся начальной школы, потому что дети постарше все-таки выбирают специализированные курсы. К примеру, у старшеклассников очень популярное направление – программирование на Python. Ребята выбирают как базовый, так и углубленный уровень, и им это, помимо общего развития, пригождается и для участия в олимпиадах, и для сдачи экзаменов по информатике.

 

ЮНЫЕ ЭЙНШТЕЙНЫ

Одним словом, занятия в «IT-кубе» позволят обучающимся приобрести актуальные знания, навыки и компетенции в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий, математической и информационной грамотности, критического и креативного мышления. Педагоги центра говорят, что уже за несколько занятий даже второклассник сможет работать с графикой, создавать «гифки», открытки, виртуальные 3D-панорамы, собрать и заставить двигаться простого робота и т. д. И польза не только в новых знаниях и развитии. На занятиях по кибергигиене дети учатся правильно работать с информацией на просторах Интернета. Ведь сейчас телефон – это не просто средство связи: в нем у нас и личные соцсети, аккаунты, хранилище файлов, мобильный кошелек. И всем известно, чем иногда оборачивается беспечность при их использовании.

– Занятия по программам дополнительного образования не просто полезны и нужны, они необходимы современным детям. Занимаясь кроме школы где-то еще, ребенок начинает лучше усваивать и школьную программу, – говорит директор МБОУ ДО ГЦИР Анастасия Хаирова. – Конечно, допобразование бывает разное, но каждое дает что-то свое, вносит свой вклад в развитие гармоничной личности ребенка. Если же говорить о занятиях в «IT-кубе», то здесь однозначно будут изменения в уровне развития информационных компетенций ребенка, компьютер и IT станут полезными помощниками, а не «убийцами» времени. Программирование, даже базовое, структурирует сознание, развивает логику человека, тренирует мозг думать системно, а возможности нашего оборудования дают простор для технического творчества.

Добавим, что помимо обучения детей, задачей Центра цифрового образования детей «IT-куб» является ведение просветительской работы через систему мероприятий. По словам Анастасии Хаировой, совсем недавно участниками онлайн-марафона «Иди в IT» стали более тысячи школьников. Они познакомились с профессиями из области информационных технологий, узнали подробнее о возможностях, которые у них есть сегодня в получении современного дополнительного образования в сфере ИТ. Была проведена IT-олимпиада, совместно с «Кванториумом» технопарка «Жигулевская доли- на» – региональный хакатон по мобильной разработке. Данная работа продолжается. В рамках городского проекта «Иди в IT» в течение учебного года будут организованы соревнования по робототехнике, хакатоны по виртуальной и дополненной реальности, олимпиады по программированию, встречи с лекторами и представителями различных IT-компаний и много других мероприятий.

Новости Тольятти Городские ведомости

Поделитесь новостью: