Учителя тольяттинской гимназии №39 Ирину Сенюшкину называют любимым педагогом, «второй мамой» сотни бывших и нынешних учеников. Несмотря на 36-летний стаж, она по-прежнему идет на работу с удовольствием и всех выпускников помнит по имени. «Просто надо любить свое дело и  каждого ребенка, без исключения», — делится секретом педагог.

 

В профессиональный праздник всех педагогов — День учителя, который в этом году официально приходится на 5 октября, «Городские ведомости» рассказывают об учителе русского языка и литературы тольяттинской гимназии № 39 Ирине Вениаминовне Сенюшкиной.

Сегодня у нее за плечами более тридцати лет преподавательского стажа. Ее любят ученики и родители, уважают и ценят коллеги. Ирина Вениаминовна – ветеран 39-й гимназии, она всю жизнь работает на одном и том же месте. Сама учительница говорит, что в школе она не просто работает – она живет жизнью школы и ее воспитанников, а на работу до сих пор ходит с удовольствием, потому что считает, что иначе нельзя: работа – это дело жизни, и это дело либо нужно делать от души, либо что-то менять – профессию, направление деятельности, свое отношение к жизни.

 

В деревню, в глушь..

Профессию словесника Ирина Сенюшкина выбрала по призванию. Хотя, поступая в 1980-м году в Самарский (тогда еще Куйбышевский) государственный университет на филологический факультет, Ирина Вениаминовна планировала выйти оттуда с дипломом специалиста-филолога, которому будут открыты многие профессиональные дороги, например – в журналистику. Однако на 4-м курсе обучения декан факультета, говоря о дальнейшем трудоустройстве выпускников, ошарашил курс филологов: «Все до одного получат направления в школы, причем в деревенские!».

В то время с руководством никто не спорил, трудоустройство выпускников действительно происходило по распределению, поэтому большинство студентов, доучившись до пятого курса, действительно разъехались по тем направлениям, которые им выдали в вузе. К счастью, для Ирины Вениаминовны «деревней» оказался Комсомольский район соседнего города Тольятти. Получив направление в 54-ю школу, вчерашняя выпускница университета явилась перед строгим директором учреждения, но неожиданно получила отказ: руководителю было принципиально важно, чтобы у будущего учителя был диплом выпускника пединститута, а не университета. Конечно, Ирина была удивлена отказом и даже поначалу расстроилась. Однако все же предприняла попытку в тот же день трудоустроиться в другую, 39-ю школу, которая находится через дорогу, и где, как она узнала, тоже требовался учитель русского языка и литературы.

— Я побрела туда с самыми нерадостными мыслями, — вспоминает Ирина Вениаминовна. – В 39-ой шел ремонт, всюду что-то громыхало, бегали какие-то рабочие.  Я подошла к первому попавшемуся мне на пути дядечке и спросила, как мне найти директора школы.  Посмотрев на меня сверху вниз, мужчина спросил меня: «А зачем тебе директор, девочка?» Я: «Хочу работать здесь учителем!» Он посмотрел на меня повнимательнее и говорит: «Ну тогда пошли за мной». Оказывается, это был директор школы, Дурнев Николай Андреевич. И вот с тех пор, а это был 1985 год, я работаю в школе № 39, которая сегодня имеет статус классической гимназии.

К слову, в те годы Ирина Вениаминовна была не единственным молодым педагогом, который влился в коллектив учреждения. Примерно в одно время с ней в школу пришла математик Елена Борисовна Печалева. А еще раньше, в середине семидесятых, в 39-ю пришли учитель-словесник Галина Аркадьевна Буртасова и учитель физкультуры Александр Петрович Востров. Теперь эти учителя составляют костяк старожилов гимназии, они и по сей день работают там, их знают и помнят все, кто учился сам или учил своих детей.

Своей стезей

Сегодня Ирина Сенюшкина понимает, почему директор 54-й тогда не взяла ее, выпускницу университетского филфака, на работу учителем. В то время в пединститутах большую роль отводили обучению методике преподавания и педагогике, а в университетах давали классическое знания предмета, студенты много занимались научной работой. И если основы педагогики молодой специалист может постигнуть в процессе, то с методикой дело обстоит сложнее – тут надо штудировать литературу, брать пример с наставников. Таких наставников у молодого учителя Сенюшкиной было несколько. Поначалу ее «приставили» к опытному учителю-методисту. Но на уроках этого учителя она, по ее собственным словам, с трудом боролась с зевотой – настолько скучными ей самой казались уроки – что уж говорить о детях! Полной противоположностью были уроки другой коллеги, Галины Андреевны Антипиной. Приходя к ней, чтобы пересидеть «окно» и попроверять тетради, Ирина слушала подаваемый материал, открыв рот, и с трудом сдерживала себя, чтобы не поднимать руку в порыве выдавать правильные ответы вместе с учениками.

— Я многому тогда научилась у Галины Андреевны. Есть один урок, с которого начинается изучение рассказа  Льва Толстого  «После бала». Она его выстроила так, что в любом классе каждое слово учителя производит мощнейшее впечатление и дальнейшее изучение материала происходит очень успешно. Я до сих пор провожу этот урок так, как когда-то увидела у Галины Андреевны.  С ней мы дружим до сих пор, тесно общаемся, вместе гуляем, ходим в кино, в театр, читаем и обсуждаем прочитанные книги. Я даже написала про нее статью в один педагогический журнал, назвав материал «Человек, на которого я хочу быть похожим».

Но, конечно, и своих собственных методических наработок за всю педагогическую практику у Ирины Вениаминовны накопилось уже немало. То самое классическое университетское образование позволило ей без сомнений взяться за новые предметы, когда в 90-е годы школу (первой в городе) сделали естественно-гуманитарным лицеем с профориентационной направленностью в обучении. Многие учителя стали дополнительно к основной нагрузке вести спецкурсы по профилям. Например, спецкурсы «Мировая художественная культура», «История русского языка», «Этика и эстетика». Именно их, кроме своего предмета, вела в те годы учитель Сенюшкина.

 

Тонким перышком в тетрадь

Стаж педагогической деятельности учителя Сенюшкиной сейчас составляет 36 лет. За это время она выпустила 4 полных выпуска учеников, которых она проучила с пятого класса до одиннадцатого. Были еще три выпуска, где она была классным руководителем только в старших классах. Сколько всего детей она выучила грамотно писать и разбираться в литературе – учительница никогда не считала, да это и неважно. Важно то, что ребята вынесли с ее уроков и какими они в итоге стали людьми. Секретом долголетия в профессии и любви у учеников сама Ирина Вениаминовна считает искреннюю любовь к детям. Она поделилась некоторыми основополагающими принципами в работе.

«Дети – это, прежде всего, чистота и открытость. Им нельзя лгать, они в любом возрасте как будто кожей чувствуют, когда их обманывают. И если будет обман, неискренность, тогда они тебе не простят ничего, — говорит учитель. — Каждым ребенком нужно искренне интересоваться. Можно обсуждать с ним его неудачи, но наедине. А вот об успехах, с его согласия, рассказывать другим ребятам, учителям, чтобы ребенок чувствовал свою значимость. Не все ведь имеют смелость рассказывать о своих достижениях, а если об этом поведает учитель, то эффект даже удвоится. И еще учителю нужно быть таким, чтобы он сам как личность был интересен своим ученикам, к такому преподавателю дети всегда будут тянуться. Ну и еще раз повторюсь, в работе с детьми главное –любить их. Всех без исключения. И конечно же, учитель должен любить свое дело, свой предмет, потому что только через свое отношение к делу ты сможешь мотивировать учеников на учебу».

 

У Ирины Вениаминовны есть профессиональные достижения и награды, грамота министерства образования и другие. Она становилась лауреатом губернаторской премии за успешную подготовку призеров регионального уровня олимпиады по русскому языку, есть масса благодарностей и других поощрений. Она любит свою гимназию, свой кабинет, своих учеников и их родителей: «Я школе отдала всю жизнь, и сейчас мое главное желание — как можно дольше оставаться полезной и нужной. В этом, наверное, смысл моей жизни и мое счастье».

Профессиональный праздник – День учителя — Ирина Вениаминовна по традиции отметит в кругу коллег. Конечно, будут в этот день поздравления от учеников и родителей. По ее собственным словам, педагоги вообще больше любят День учителя, а не 1 сентября.

«В День знаний ты начинаешь новый учебный год после длинного отпуска, и это мало похоже на праздник, — смеется она. – А вот в День учителя ты не просто особенно остро осознаешь свою причастность к великой профессии, ты как будто возрождаешься вновь и снова чувствуешь себя молодым педагогом, полным сил делиться знаниями с другими и бесконечно учиться самому!»

 

 

 

Поделитесь новостью: