Санкции, ограничения и запреты в связи с ситуацией на Украине, в отношении России заставляют иностранные компании покидать российский рынок. Перекраиваются привычные связи, перенастраиваются логистические цепочки. Но так ли уж хочется иностранным партнерам уйти или все-таки можно сохранить с ними сложившиеся деловые отношения?

Руководитель международных проектов ТПП Тольятти Владимир Шараев уверен, что можно.
— Да, вмешивается политика, внешние условия, но если с двух сторон есть какой-то интерес, который лежит на серьезной социальной базе, то, безусловно, деловые отношения трансформируются, но сохраняются.

Вопрос: Разве в бизнесе возможны дружественные отношения? Скорее всего тут возможно уважение, следование духу и букве заключенных соглашений. Ведь люди зарабатывают деньги.

— Мое глубокое убеждение, а я, надо сказать, в международном бизнесе работаю 30 лет с 1992 года, это большой срок, чтобы понять, что дружеские партнерские отношения являются основой бизнеса. С примитивным духом наживы в долгосрочных деловых отношениях ничего нельзя построить. При одноразовой сделке, наверное, что-то и можно, но у бизнеса, который строится в расчете на одноразовую сделку, в таком случае нет будущего. А вот бизнесы, которые стоят на фундаментальных отношениях, готовы и могут подстраиваться, а также реагировать на все те вызовы, которые существуют. Сохранить иностранных партнеров на самом деле можно, так как они сами не очень хотят уходить, их откровенно заставляют. Честно говоря, непосредственно после 24 февраля у всех наступил шок относительно будущего наработанных деловых связей, деловых отношений. Но опыт последних семи месяцев показал — большинство наших зарубежных партнеров повели себя очень корректно, отнеслись к ситуации с пониманием и со своей стороны искали возможности и варианты, например, отгрузить оплаченную продукцию, или найти другие приемлемые выходы в сложившихся условиях. Есть механизмы, которые позволяют при наличии доброй воли с обеих сторон обойти эти сложности. Мы – ТПП — как раз рассчитываем на поиск и развитие такого рода партнерства, принимая во внимание тот факт, что многие наши иностранные партнеры представляют собой семейные фирмы. Один из примеров из Италии. Два года тому назад в Брешии я встречался с основателем компании M.C.S. Morandi S.r.l., который первый раз был в Тольятти в 1969 году, представляя свои пресс-формы. Для него это долгосрочный проект. Для таких компаний и деловых отношений, как правило, разовая сделка не интересна.

Вопрос: Это совершенно иная экономическая культура, когда бизнес передается в семье от старших к следующему поколению, потому что это принципиально другой подход к жизни, к экономике. Возможно, и у нас через какое-то время появятся настоящие экономические династии?

— Я думаю, да, потому что сейчас становление таких семейных династий идет активно. Понятно, что у нас в стране была революция, социалистический период, где всё перемешалось, потом перестройка, когда снова всё перемешалось уже в другую строну. Но в любом случае, это естественная практика человечества — строить долговременные отношения, исходя из интересов семьи и передача по наследству всех навыков и компетенций в своем бизнесе.

Вопрос: А что это за механизмы, с помощью которых можно сохранить иностранных партнеров?

— Существует 5 видов импорта в Россию. Плюс какие-то комбинации. Первый — авторизованный, который у нас настоятельно пытаются увести, ставя определенные препоны, отодвигая официальных производителей от нашего рынка в той или иной степени. Авторизованный импорт, это когда компании работают внутри страны по сложившимся агентским соглашениям, при этом создается официальная сеть по продажам и послепродажному обслуживанию, например, каких-то сложных технических устройств. Второй — это параллельный импорт, когда «параллельно» официальному агентскому соглашению или при отсутствии такового, как в нашем случае, продукция компании попадает на рынок. Третий – импорт аналогов, мы ищем оборудование, какие-то детали, комплектующие, материалы вместо оригинальных. То есть ищем, где их можно заместить, в Китае, Иране, Турции, где-то ещё, чтобы в той или иной степени приблизиться по характеристикам к исходным образцам. Четвертый – это индивидуальный импорт, на котором вся Россия жила, по крайней мере, первую половину 90-х годов. И это был достаточно большой объем, который нельзя сбрасывать со счетов. «Челноки», выезжая за границу в индивидуальном порядке, в состоянии привозить оттуда в каких-то количествах товар и реализовать его в России. И последний пятый способ – это откровенная контрабанда, контрафакт, когда совершенно беспринципные люди могут реализовать какие-то товары неясного происхождения, под чужим брендом, обмануть потребителя. По факту он вне правового поля.
Итак, что мы имеем. Официальных дистрибьюторов пытаются убирать, кто-то, упираясь, пытается вернуться на наш рынок, но не всегда это удается. И в этом случае первый способ импорта по факту становится не доступен. На сегодняшний день Правительство страны делает упор на развитие «параллельного» импорта. При «параллельном» импорте существуют определенные тонкости, с которыми нужно уметь работать – это работа с правообладателем торговых марок, это сервис и гарантии, которых никоим образом нельзя лишать конечного пользователя. Существуют некоторые достаточно опасные вещи в том же самом мире автомобилей, например, это отзывы автомобилей с найденными неисправностями с рынка для их устранения. Если мы работаем по параллельному импорту, у нас должна быть структура, которая их отслеживает и реализует, чтобы человек не попал в подобные опасные ситуации.
Еще одна сторона работы в «параллельном» импорте, а именно, юридическая, то есть я могу быть продавцом «Опеля» (вариант авторизованного импорта), а могу просто продавать изделия «Опеля». И здесь существует тонкий юридический нюанс, который можно умело обыгрывать. Я могу совершенно законно покупать и завозить в страну детали или комплектующие «Опеля» из Китая, или из других стран, при этом, не являясь в России официальным продавцом этого бренда, могу вообще брать какие-то запасные части «GM», которые подходят по функционалу «Опелю». При условии, что я покупаю детали официальных производителей и, соответственно, информирую своих покупателей, я не делаю ничего противозаконного. При этом еще существует ряд вопросов, по которым еще предстоит найти механизмы и способы регулирования. Но сам по себе метод параллельного импорта законный и вполне оправданный. Думаю, за ним достаточно большое будущее.
Следующий вариант — импорт аналогов. Сейчас многими компаниями и организациями активно ведется работа по поиску поставщиков альтернативных материалов, комплектующих, оборудования, запасных частей. В первую очередь в Китае, потом у нас идет Иран, Турция, Индия. На самом деле выбор достаточно широкий. Основная сложность в данном моменте – это сам процесс поиска, потому что он достаточно трудозатратен. А процесс финансирования этого поиска не всегда на сегодняшний день отработан. Когда в нашей стране вводилась программа роста экспорта, помимо собственно выделенных финансов, государство создало сеть по продвижению таких программ поддержки до конечного заинтересованного лица. Например, Российский Экспортный Центр (РЭЦ), Центр Поддержки Экспорта (ЦПЭ) при Правительстве Самарской области. К настоящему времени эта система сложилась. Государственные программы помощи начали доходить до конечного потребителя, до наших экспортеров. Сегодня, мы видим, что предлагается определенная денежная сумма для стимулирования поиска альтернативных импортеров, логистических и технологических цепочек из дружественных стран, но, к сожалению, пока не настроена система продвижения этих программ финансовой помощи до конечных проектов, конкретных потребителей. Напрямую, без государственного финансирования, искать достаточно дорого и не все малые и средние предприятия могут себе позволить это удовольствие. У нас в ТПП, например, поиск подобных партнеров за рубежом определяется официальным тарифом, размещенным на сайте, куда, помимо прочего, включена и оплата услуг наших зарубежных консультантов.

Вопрос: У ТПП Тольятти есть собственная международная сеть консультантов более чем в 30 странах, задача которых — консультации по работе и продвижению товаров и услуг в конкретной стране, в том числе в весьма сложных, таких как Канада, Германия. А это вообще возможно? Они же от главного товара — газа отказались и нам же наше оборудование не возвращают.

— Функции наших консультантов, конечно, не могут превосходить возможности официальных лиц. Но, как говорится, курочка по зернышку клюет. «Газпром» и весь его бизнес находится «под софитами». А вот маленькие компании быстрее и тише адаптируют свой бизнес. А мы, как муниципальная палата, в основном вовлечены именно в тему малых и средних предприятий.

Вопрос: На АВТОВАЗе производство потихоньку восстанавливается. Значит, где-то находят аналоги. Это тоже из этой серии работа?

— Да, и тут мы снова подходим к теме добросовестного партнерства. Как мы с вами видим, ВАЗ находит достаточно быстро альтернативные цепочки, в том числе благодаря тому, что за рубежом существуют партнеры, которые в этом помогают. На момент, когда я уходил из экспортной службы АВТОВАЗа в конце 2004 года, у нас было 57 экспортных контрактов в 35 странах. С тех пор сохранились определенные связи. Кроме того, собственно группа «Рено-Ниссан» принесла с собой контакты и знакомство еще с целым рядом очень важных производителей и поставщиков. Как результат такого сотрудничества сложились добропорядочные отношения, которые помогают АВТОВАЗу в настоящее время.
Помимо параллельного импорта существуют еще вторые марки. К примеру, наши хорошие друзья итальянцы начали размещать в Казахстане и в других странах координационные центры, отслеживающие торговую деятельность на нашем рынке. Это позволяет работать в России как с оригинальными брендами, так и заводить к нам вторые марки, вторые бренды. Это ещё один неплохой альтернативный вариант, который может достаточно быстро решить ситуацию в нашу пользу.
Уходить в разговор о челночных операциях я не хотел бы, поскольку такой бизнес лежит практически в «серой зоне», и там достаточно сложно процесс контролируется. Причем, ТПП не предназначена для работы с физическими лицами и даже с самозанятыми, особенно в сфере ВЭД. У нас даже правовой механизм не очень адаптирован к работе с этой категорией людей.
Подводя итог, хотел бы отметить, что на самом деле идут поставки, идет бизнес, даже из недружественных стран. Не раз уже было доказано в истории, что любому государству, при наличии доброй воли с обеих сторон, очень сложно поставить жесткий «бан» бизнесу, который в этом случае несет серьезные издержки и быстро «устает» от политических игр. Совершенно очевидно, что не только россияне ищут выходы туда, но и бизнес «оттуда» ищет выхода к нам, и не только из-за газа или удобрений, просто у них был нормальный бизнес, которого их лишают. Поэтому надо будет — «заедут» через Армению, Казахстан, будут менять бренды, искать формальные юридические, крючкотворские лазейки. Малый и средний бизнес обладает при этом заметными преимуществами в гибкости, незаметности, в концентрированных компетенциях, в семейной ответственности. Это очень сложно – остановить частную предпринимательскую инициативу, особенно малого и среднего бизнеса.

Поделитесь новостью: