27 сентября работники дошкольного образования отметят свой профессиональный праздник. Сегодня воспитатель выполняет несколько функций, на нем лежит не только присмотр за малышами, но и воспитание личности творческой, креативной и коммуникабельной.
Чтобы суметь выполнить эти задачи, педагог сам должен постоянно учиться чему-то новому и расти в профессиональном плане. Именно такие специалисты работают сейчас в тольяттинских детских садах. Они традиционно участвуют в конкурсах профессионального мастерства и входят в десятку лучших.
Летом были подведены итоги ежегодного областного конкурса работников дошкольного образования «Воспитатель года – 2023». Участие в нем приняли более 30 педагогов из всей Самарской области. В финал основной номинации вышли всего семь человек. Отрадно, что трое из них– тольяттинские специалисты. Это Виктория Помазкова, АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №203 «Алиса», Алена Чуракова, МБУ детский сад № 76 «Куколка» и Эльвира Азибаева, АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №206 «Сударушка».
О том, какие методы используют победительницы в своей работе, они рассказали нашим читателям:
— Я работаю с детьми с нарушениями речи, — говорит Виктория Помазкова. – Моя задача построить образовательный процесс так, чтобы в нем было много общения друг с другом, причем, все это должно проходить в форме игры. Года три назад узнала о том, что в нашем городе была разработана STEAMS-технология «йохокуб», направленная на решение задач речевого развития дошкольников. Я с ней познакомилась поближе, изучила и теперь активно применяю на практике. «Йохокуб» — это такой эко-конструктор, из которого можно собрать все, что угодно — от традиционных домиков и крепости, до футбольного мяча. С ребятами мы мастерим динозавров, домашних животных, героев мультфильмов, космические корабли, машинки, роботов и многое другое. Дети уже сами знают, какие игры можно придумать, у них очень здорово выходит. Вот, например, сделали они ракету, все кубы крутятся между собой и мы придумываем различные игры, которые подойдут для этого количества кубов, все проговариваем. Вариаций много, играет фантазия и педагога, и детей. Кроме развития речи эти кубы способствуют и развитию мелкой моторики, математического мышления, пространственного мышления, реализации творческих возможностей.
Виктория уверена, что задержка речевого развития у ребенка это, прежде всего, психологический зажим, который нужно плавно устранить.
— Считаю, что на каждого ребенка нужно смотреть, как на личность. Вот он человек и он такой, я подбираю к каждому свой подход, исходя из его возможностей. И прививаю детям это чувство толерантности, чтобы они принимали друг друга и понимали, что все мы разные, и каждый имеет свою ценность. Советую всегда родителям — видеть в своем ребенке личность, а не гнаться за стандартами. Посмотреть на его способности и развивать именно их, и тогда он будет успешным.
По словам девушки, нынешнее время диктует педагогам то, как и в какой форме нужно работать с современными детьми. Те методы, которые применялись 20-30 лет назад уже устарели, жизнь стремительно несется вперед. Сегодняшние мальчишки и девчонки уже в младенчестве на раз « щелкают» телефоны, планшеты и другую сложную технику. Поэтому педагог должен тоже идти в ногу со временем и отвечать на запросы своих воспитанников.
Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело.
Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени. В мире столько интересного и увлекательного, столько открытий, которые может познать ребенок. И моя задача, как педагога, научить чувствовать этот мир, находить в нём прекрасное и смело шагать вперёд по своей тропинке жизни.
От улыбки хмурый день светлей
Девиз следующей финалистки Алены Чураковой — «Пришла в детский сад — улыбнись на пороге, все, что ты отдаешь, получаешь обратно в итоге».
— Для меня участие в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года», это прежде всего прекрасная возможность проявить себя, проверить свои умения, знания, навыки, компетенции, доказать самой себе, что я могу, — говорит воспитатель.
Инновационной составляющей ее педагогической находки является кейс по формированию предпосылок математической грамотности у дошкольников, который содержит игровые задания и материалы для практического выполнения этих заданий. Формирование функциональной грамотности входит в приоритетные задачи нацпроекта «Образование». По словам Алены Ивановны, ее задача как воспитателя — научить детей применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она убеждена, что самое главное в работе – любить детей и развивать с ними партнерские отношения, планировать свою деятельность от интересов детей, использовать личностно-ориентированный подход, который предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Быть не рядом с ребенком, не над ним, а быть всегда вместе.
Всем ребятам пример
Любовь к детям Эльвира Азибаева – третья финалистка — впитала, как говорится, с молоком матери, которая также была педагогом. С детства она наблюдала за ее профессиональной деятельностью и не понимала, как можно так сильно любить свою работу, и полностью посвящать ей всю свою жизнь. После окончания школы она выбрала для себя профессию менеджера и работала в банке. Но однажды, переступив порог детского сада уже со своей дочерью, увидела детские глаза, с любопытством и интересом смотрящие на нее и не смогла уйти. Окончила курсы профессиональной переподготовки по программе «Дошкольная педагогика и психология: воспитатель дошкольной образовательной организации» и начала работать воспитателем.
— Воспитатель, на мой взгляд, должен не только обладать всесторонними знаниями и навыками, но и иметь искреннее и открытое сердце. Через любовь и доброту, учитывая индивидуальность каждого ребенка, я помогаю малышам расти, развиваться, познавать окружающий мир. Мое педагогическое кредо: «Дарить улыбки детям и согревать теплом, любить, ценить и верить, примером быть во всем!», — рассказывает Эльвира.
Моей педагогической находкой является кинезиологическая сказка, которая помогает превращать общение с моими воспитанниками в активное, интересное, продуктивное и воспитательное взаимодействие. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Ребятишкам очень нравится ставить театральные постановки, то есть самим становиться участниками сюжета
В 2020 году в нашем детском саду начал внедряться инновационный проект «Образовательная кинезиология», где перед нами стояла задача – создать образовательное пространство в соответствии с потребностями детей. В его рамках я разработала игры и упражнения с использованием элементарных сказочных сюжетов для детей раннего возраста, — говорит Эльвира.
Кроме этого, педагог создала и ведет свой личный сайт, направленный на помощь родителям в воспитании и развитии их малышей.
Личный сайт педагога — Информационно-образовательное пространство «Три котёнка» представляет собой увлекательную коллаборацию моих мыслей, разработок, творческих презентаций и отчетов, которые я предлагаю для заинтересованных педагогов, заботливых родителей и счастливых детей с целью создания яркого и интересного детства!
— Миссия воспитателя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы помочь всем, кто его окружает: детям – помогать расти, развиваться, открывать для себя мир и открываться этому миру; родителям – помогать воспитывать детей и видеть индивидуальность своих детей; коллегам – помогать стать партнерами в общем деле. Вместе с родителями и коллегами найти общие подходы к воспитанию ребенка, чтобы детский сад стал естественным продолжением семьи, новой ступенькой в социализации детей, — поясняет Эльвира.