В последнее время Тольятти стал открытием для российских туристов. Благодаря активной позиции и любви к своему городу местного турбизнеса, все больше людей узнает, что Автоград –это не только автозавод и Жигулевские горы. Здесь реализуются программы, входящие в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» и появляются все новые и новые туристические программы.
Всемирный день экскурсовода отмечают каждый год 21 февраля. Праздник не является официальным и не считается выходным днем. Одним из знатоков экскурсионного дела в нашем городе является Анна Тукмачева, генеральный директор фирмы «Пилигрим». Можно смело сказать, что, благодаря усилиям, бешенной энергии и неиссякаемому оптимизму этой женщины, к Тольятти возрос интерес со стороны россиян. Наш разговор о том, почему случились эти позитивные перемены.
❓-В последние годы в связи с эпидемией ковида, а затем и другими сложностями, упор делается на внутреннем туризме. Как вы оцениваете — удается ли привлечь больше внимания к Тольятти? Стал ли наш город интереснее для туристов и если да, то за счет чего?
-Я считаю, что Тольятти всегда имел туристический потенциал. Другой вопрос, что его не всегда можно было реализовать. Для внешнего туризма наш город не обладает каким-то брендовым притяжением. Несколько лет назад сюда вообще было очень трудно привлечь массового туриста. Второй отрицательный момент, который наблюдался много лет, и слава богу, он сейчас преодолен, это то, что в Самарской области продвигалась только Самара. Но когда человек едет далеко, он, как правило, хочет посмотреть самую интересную часть всего региона, а не один город. Мы гордимся, что в свое время, еще в 2017 году, запустили брендовый маршрут «Жигулевские выходные», который сейчас имеет статус национального. Отрадно, что федеральные эксперты, которые принимали маршруты, приняли именно его. Основным доводом в пользу этого решения стало то, что это маршрут не одного города, а всего региона. Мы, как тольяттинская компания, постарались подчеркнуть в Тольятти то, что является привлекательным на федеральном уровне. И когда к нам приехали эксперты, они, как всё население России, очень скептично относились к нашему городу. Но скажу вам честно, были восхищены. Не потому что Тольятти – это Барселона, а потому что от нашего города никто ничего не ждал. Все говорят, что он очень отличается от других. В нем чувствуется этот замах, который был заложен строителями – город будущего, широкие проспекты, расположенность на берегу Жигулевского моря, красивые горы, шикарная природа. Это сыграло свою роль. Сейчас мы можем спокойно говорить, что Тольятти занимает достойное место в плане туризма, и очень большие надежды возлагаем на набережную в Автозаводском районе. Мы всегда найдем, чем занять туристов в световой день. А вечером они хотят прошагать по городу, посидеть в каких-то ресторанчиках, почувствовать атмосферу Тольятти. Раньше – отсутствие центра и значимого общественного пространства – был большим тормозом принятия решения остаться в городе с ночевкой. Вопрос любому отельеру – «Скажите, где ваш центр, я туда поеду» — всегда ставил в тупик. Теперь у нас есть набережная. Надеюсь, что она наполнится услугами нужными туристам. И это будет та точка, где можно будет погулять в свободное время. Для экономики города — это очень важно.
❓- Кроме особенности застройки Автозаводского района с его огромными проспектами, что ещё привлекает людей в нашем городе?
-Есть одна особенность, которая отличает Тольятти. Когда мы вошли в пул брендовых маршрутов, то очень быстро поняли, какая целевая аудитория таких туров по всей России — это женщины 50+. Поэтому были приятно удивлены, когда к нам поехали мужчины и молодые люди. Долго думали — почему? И решили, что их привлекают автомобили и Жигулевское пиво. Очень впечатляет людей, такой феномен как музей АВТОВАЗа. К сожалению, на сам ВАЗ мы не попадаем. Но у нас есть программа, где мы ведем туристов в «Лада- Спорт», завод по производству спортивных автомобилей. Иногда туристы приезжают с негативным отношением к вазовским машинам. Раньше, кстати, это было чаще. Но когда они выходят из музея, отношение меняется. Видно восторг. Молодые сразу бегут к концептам. Люди постарше обязательно находят в экспозиции машину, которая у них была. И когда хороший экскурсовод рассказывает сложную историю завода, историю преодоления, поиска, открытия нового, это вдохновляет. Инструментами туризма мы изменяем отношение к нашему автопрому. Нам очень приятно, что по поводу нашего национального маршрута идут только положительные отзывы, присутствует эффект «вау!». Когда мы его запустили, нас упрекали, почему мы так долго молчали, что у нас так классно.
❓-В 2022 году в Тольятти было объявлено о запуске нового проекта экскурсий под звучным названием «Жигулевские ProStory» на автомобилях Lada Largus. Что это за проект? Оказался ли он успешным?
— Это только со стороны кажется, что создать туристический продукт легко. Не просто говорить – ах, как у нас красиво! Какие у нас Жигулевские горы! – а подготовить аттестацию экскурсоводов в Жигулевский заповеднике, чтобы наши экскурсоводы смогли там работать, разработать тексты, понять, где кормить, куда водить в туалет, чем угощать, например, жигулевской вишней в пирогах и в наливке. У меня квартира иногда превращается в заводик вишневой наливки, потому что поставщиков готового продукта, который нужен туристам не так просто найти. И вот когда мы сделали «Жигулевские выходные», то поняли, что можем выходить на другие целевые аудитории — на индивидуалов, на семьи, на небольшие компании. С помощью гранта закупили Ларгусы, чтобы предлагать людям отработанные до мелочей программы. Поездки малыми группами пользуются спросом. Цена подороже, естественно, нежели в автобусе, и прибыли для нас гораздо меньше. Потому что это не 40 человек, а 2 – 5. Но мы не бросаем эту идею, она развивается.
❓-Маршрут «Жигулевские выходные» считается одним из лучших в России, он единственный такой или уже ведется работа над чем-то новым?
— Да, в Самарской области он пока единственный. Мы стараемся услышать, какой запрос идет от федеральной власти. Недавно представители турбизнеса встречались с главой минэкономразвития РФ, и нам дали посыл, что нужно делать межрегиональные маршруты. Мы сейчас думаем над тем, что, может быть, стоит сделать такой межрегиональный маршрут — Ульяновск объединить с Самарской областью, или подключить туда Татарстан. Нам с вами очень повезло: мы живем не просто в центре России, а по сравнению с Уралом и Сибирью живем очень компактно. Это здорово — туристу долго не ехать, переезжая из одного места в другое, не так дорого платить за переезды. Возможности здесь большие.
❓- Как Тольятти вписывается в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»? По каким направлениям ведется работа?
— Национальные маршруты поддерживаются на федеральном уровне. В том числе, и благодаря «Жигулевским выходным» Самарская область получает федеральное финансирование. Не нашу туркомпанию финансируют, а Самарскую область. Так что теперь регионы борются за получение субсидий. На что идут субсидии? Например – есть такое направление, как «туристический код города». В прошлом году такой грант получила Сызрань. А в этом году, насколько я слышала, есть планы по обустройству Автозаводского района Тольятти. С помощью субсидий Министерства туризма наши предприниматели также закупают оборудование, обустраивают инфраструктуру на территории, где проходит национальный туристский маршрут «Жигулевские выходные».
Второе направление – два года работала хорошая программа путешествий для детей-школьников 5-9 классов, и Тольятти активно в ней участвовал. Дети ездили в бесплатные двухдневные туры. Шли очень хорошие отзывы.
❓- Почему-то существует мнение, что у нас в Тольятти не развит детский туризм.
— Я не скажу, что у нас всё идеально, но он развит. Мы активно работаем с детками, постоянно разрабатываем новые программы. Это экскурсии по Самарской области, более длительные туры. В позапрошлом году мы сделали проект «Жигулевское селфи», взяли на него грант Президентского фонда культурных инициатив. Разработали иммерсивные экскурсии, сшили костюмы, разработали шоу. Дети по-другому воспринимают действительность. Они не будут слушать монотонный текст экскурсовода. С ними надо говорить через эмоции, через активности, через ту же гастрономию. Например, мы везем детей в замок Гарибальди. Они смотрят замок, а потом участвуют в мастер-классе по рыцарским танцам. Одевают костюмы. Миссия этого проекта, чтобы дети увидели, в каком прекрасном месте они живут.
Почему известный русский художник Репин приехал в наши края? Он же в Санкт — Петербурге загорелся идеей написания бурлаков. И искал место для этого. Приехал в Нижний Новгород, где ему сказали: «Если ты хочешь Волгу увидеть, тебе только один путь — в Жигули». Здесь он написал первую картину и сразу стал очень модным, очень успешным. А мы-то что не ценим это? Это детям надо рассказать. Детки приехали и ничегошеньки не знают. Кто такой Репин? Кто такие бурлаки? Они очень далеки от этого. А мы сшили бурлацкие лямки, которые они одевали, чтобы сфотографироваться. Так они запомнят всё, что услышали, через эмоции, через ощущения.
❓- У вас есть новые проекты для детей в разработке?
— Да. Есть территории в России, которые уже признаны туристскими макротерриториями. Самарская область входит в Великий Волжский путь. Так как я активно работаю как эксперт минэкономразвития РФ по национальным маршрутам, я как раз ездила принимать маршрут Великий Волжский путь. Он охватывает практически всё ПФО. Но мы принимали маршрут, с которым никак не связана Самарская область – это Татарстан, Чувашия и Марий Эл. Однако предполагается, что он будет расширяться. У нас есть идея разработать такие программы как раз для детей с привлечением наших партнеров с других территорий — из Мордовии, Ульяновской области. Хотим разработать иммерсивные программы для детей, путешествие вместе с персонажем, заполнением дневника путешественника с интересными квестами – т.е. через путешествие открывать детям мир малой родины и наших ближайших соседей.
❓- Анна Павловна, расскажите о своей работе в качестве регионального эксперта по туризму, а также о своей работе в экспертном совете при мин эконом развитии РФ. Почему так важна работа там?
— Мне очень нравится проект по нацмаршрутам. Я вошла в экспертный совет, потому что увидела в нём большую перспективу. Чего греха таить, часто бизнес и власть словно живут в параллельных мирах. А этот проект сводит эти миры и заставляет работать вместе на единую задачу. Почему стали разрабатывать брендовые маршруты, да потому что кроме Москвы, Санкт–Петербурга и Золотого кольца не было конкурентного регионального турпродукта. Да, мелькали красивые картинки — у нас Жигулевская Швейцария, где-то мордовская Швейцария. Одни Швейцарии. Картинки красивые, а туров нет. Человек не понимает, как туда приехать, зачем, сколько это стоит. Вот этого легкого пути для входа туриста не было. И сделать его может, по моему глубокому убеждению, только бизнес. У власти – другие задачи и навыки! Зато она может дать ресурсы. Я недавно была в экспертном туре в Калмыкии. Потрясающе интересная территория. Единственная в России, где проповедуют буддизм. Но настолько неразвито понимание, как принимать туристические потоки, не знание современных стандартов. У нас есть миф в России, что туризмом может заниматься любой. Наверное, если мы говорим о любительских путешествиях – да. Но если это индустрия, то должна быть конкурентная цена, должны быть стандарты, через каждые 4 – 5 часов туриста надо накормить и той едой, которую он будет есть. В той же Калмыкии просто была пытка едой. Местную еду можно пробовать, но постоянно есть её невозможно — мясо едим на первое, второе, третье, и мясом заедаем. Наша миссия как экспертов — предварительно оценить разработанный маршрут, сказать, что соответствует стандартам, что не соответствует. Взгляд местных замылен, они многое не видят. А мы как эксперты проехали по маршруту и указали недостатки. Вот это дорого, здесь вообще нам неинтересно – куклы вяжут на каждой территории, везде такие мастер-классы. А дальше идет разговор с региональной властью: «Мы прокачали вашего туроператора, он готов сделать это и это, готов меняться, помогите, пожалуйста». Например, очень дорогие отели. Сделайте под нацмаршрут специальную цену в отелях. Или почему ваш обед для туристов так дорого стоит? Он увеличивает стоимость путевки, так не должно быть. Должна быть такая цена, такой набор услуг. Почему у вас музей закрывается на обед? Да, сотрудники должны обедать. Но можно организовать обед другим путем – сначала обедают одни, потом другие. Постройте здесь дорогу, нужна парковка. Многие инфраструктурные задачи может решить только власть. Мы можем говорить нелицеприятные вещи, всё это заносится в протокол. На его основании власть и бизнес создают рабочую группу. И уже после результатов этой большой работы либо рождается новый продукт, либо корректируется прежний. Итог выносится на экспертный совет минэкономразвития РФ. Региональные власти сейчас очень заинтересованы в создании нацмаршрутов, потому что если их нет, то никаких субсидий из федерального центра на развитие труизма не получить.
Поделитесь новостью: