dav

 

Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Но поразмышлять и помечтать о будущем актуально для человека во все времена.

 

Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.

Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.

 

Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: утром после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Или так: брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.

Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю.

В старину у каждого члена семьи была своя личная ложка. По ним чаще всего и гадали о благополучии родственников. В емкость с кашей на меду и изюме (традиционное поминальное блюдо) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило ее владельцу скорую смерть. На ночь наливали в ложки воду и выставляли на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лед бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие.

Гадали и на глобальные события, перемены в будущем году. Нужно было ночью лечь на землю в том месте, где молотят хлеб (оно называлось «ток»), и прислушаться: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство. Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, веселый был разговор или тягостный. Самые смелые ходили подслушивать к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу.

 

Большой выбор гаданий существовал и относительно личной жизни, на женихов. Например – гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие. «Выливали» образ суженого и из воска – разогревали свечу и переворачивали ее перед блюдцем с водой. В получившейся фигурке нужно было разглядеть образ, угадать его род занятий, возраст, внешность и т.д.

 

Существовали и другие способы. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж.

Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало.

 

Одним словом, способов гадания существовало множество, и в принципе, все они актуальны до сих пор, но с известными оговорками. К примеру, что мешает в сегодняшние дни выйти в ночь гадания на улицу и спросить имя первого встречного мужчины, чтобы вообразить, как будут звать предполагаемого будущего мужа? Или взять толстую книгу, мысленно задать интересующий вопрос, задумать номер страницы и с закрытыми глазами ткнуть в нее пальцем, чтобы в контексте найденной фразы узнать ответ? Выбор гадания за вами, тут главное – правильно интерпретировать информацию и всегда верить в лучший исход дела!

 

Поделитесь новостью: