Тольяттинский краеведческий музей продолжает публикации о редких книгах из своих фондов. В книге «Средняя Волга» представлен пример массовой пропаганды советской власти и несомых ею благах. В тридцатые годы двадцатого века издание было адресовано малопросвещенному взрослому населению края.
«Средняя Волга» — рабочая книга для деревенских школ по начальному обучению взрослых (Государственное издательство, Самара. 1931 г.).
Издание по стилю довольно просто и линейно. Язык его незамысловато обозначает социалистическую реальность и ближайшее будущее с очень конкретными объектами и такими же однозначными задачами.
Начинается учебник с образа родной страны: «СССР – страна, строящая социализм. Первый итог – пятилетка нефти выполнена в 2,5 года». В учебниках, как известно, правила принято выделять рамочкой. Первое правило для взрослых гласит: «Крупная промышленность – основа социализма». Что это фраза значит для крестьянства и деревни – понять нетрудно (вероятно, даже неграмотному крестьянину).
Раздел «Колхоз «Путь к социализму» начинается так: «Ползли по селу слухи, сплетни: «Запишитесь в колхоз, все отберут», — шептали кулаки… (далее читаем об уничтожении кулаков как класса и сплошной коллективизации).
Утепленный скотный двор – гордость колхоза… Никто не сможет помешать колхозу строить социализм».
О «Волгострое» написано буквально следующее: «Скоро начнется постройка канала… Миллион лампочек Ильича засветятся в колхозах, совхозах и городах… Наш край станет краем промышленности».
При обучении грамоте взрослым крестьянам , живущим в деревне, напоминают, «Что дала Октябрьская революция». Главное, что она дала им – «свет знания». Это тысячи газет, журналов, кино и радио. В общем, рупор советской пропаганды к 1930-м гг. наладил все средства коммуникации, и на Средней Волге. В Ставрополе в это время установлено более 300 радиоточек, а Успенская церковь (Успения Божией Матери) переоборудована в первый в городе Дом культуры (храм советской культуры).
Ставропольчане смотрят кино — «Чапаев»… В ДК ставит театральные постановки самодеятельный театр (актуальные для социалистического строительства пьесы), пионеры-безбожники показывают фигуры, крестьяне поют песни…
Далее в учебнике взрослым крестьянам, строящим социализм, объясняют, зачем нужно удобрять почву: «Нашим растениям чаще всего не достает азота, калия и фосфора… Обратитесь к агроному.»
Животноводство в учебнике названо «мощным социалистическим». Более того, «Животноводство – один из решающих участников развернутого социалистического наступления». Ни много, но и не мало.
Севы теперь крестьян ждут только «великие». И только «великие севы» (наряду со сплошной коллективизацией и ликвидацией кулачества как класса (уничтожением хозяина, по сути), а также ударничество и соцсоревнования приблизят светлую мечту — конечно, освещенную миллионами лампочек Ильича и гудками заводских труб…
Заголовок «Раздавим гадину» адресован внешним и внутренним врагам великого соцстроительства. Ленин (хоть и умер) – вождь. А китайским крестьянам, надо сказать, живется хуже некуда.
Заканчивается учебник неожиданно, рассказом о некоем Мистере Хеге: «Но мистер Хег чувствовал тупую ноющую боль в висках, озноб и странную тяжесть в теле. Забившись в угол, он зябко кутался в воротник пальто…». А почему, это вам любой русский крестьянин расскажет. Ой, советский…
Подготовлено отделом развития и информационных технологий Тольяттинского краеведческого музея.