Четыре года в Тольятти работает социальный проект, направленный на социализацию и физическую реабилитацию детей с аутизмом. Благодаря усилиям его идейного вдохновителя — преподавателя адаптивной физкультуры ТГУ Елены Семиглазовой и ее студентов, десятки особенных детей смогли преодолеть свой главный страх – быть частью общества.
В современном мире аутизм, а точнее — расстройство аутистического спектра (РАС) — это довольно распространенный недуг. Диагностикой и лечением занимаются врачи-психиатры. РАС проявляется многими симптомами: непринятием окружающего мира, уходом в себя, скудностью эмоций, отсутствием или дефицитом речи и коммуникации, патологическими страхами чего-либо и т.д. Все это, а также относительная «новизна» заболевания, осложняет его лечение и создает сложности при выборе способов реабилитации.
Проект Елены Семиглазовой «В мир вместе» решает задачи, связанные с социализацией детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, олигофренией средствами адаптивной физической культуры. Через обычную гимнастику, упражнения, которые здоровым людям кажутся простейшими, а людям с ОВЗ — иногда невыполнимыми, дети-аутисты преодолевают свои страхи и оздоравливаются в целом.
О том, как возник проект, и скольким людям он уже помог, рассказала Елена Семиглазова.
«В Тольяттинском государственном университете есть Институт физической культуры и спорта, а в нем — кафедра адаптивной физкультуры, спорта и туризма, где я работаю старшим преподавателем, — говорит она. — Мы всегда занимались вопросами физкультуры для людей с ОВЗ, проблемами физической реабилитации инвалидов. В какой-то момент к нам стали обращаться люди с просьбами проводить занятия именно с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра. У каждого ребенка с аутистическим расстройством имеется свой набор отклонений и особенностей, поэтому нужно было придумать способ, который подошел бы всем. В рамках проектной деятельности ТГУ мы и создали наш проект. Дети с расстройством аутистического спектра — не просто замкнуты и не общительны, они чаще всего имеют инвалидность. Эти ребята находятся как будто «вне жизни», живут в своем мире, поэтому их чувства мало кто понимает. Главная цель наших занятий – социализация. Через общение, движения, ощущения и новые впечатления они преодолевают свои зажимы и страхи, учатся взаимодействовать с окружающими».
Занятия по реабилитации бесплатны, они проходят в спортзале на базе Тольяттинского госуниверситета. Дети приезжают на них в сопровождении своих родителей и часто поначалу даже занимаются вместе с ними, так как у многих есть страх даже просто отпустить руку близкого человека.
Студенты, участвующие в проекте, выступают в роли наставников. Под их наблюдением дети с диагнозом РАС играют в мяч, выполняют несложные упражнения на фитнес-ковриках, учатся общению и таким образом стирают свои границы взаимодействия с окружающим миром.
По словам Елены Семиглазовой, самый первый подопечный проекта, 12-летний Сергей, после занятий научился самостоятельно переодеваться. До этого он даже в раздевалку соглашался заходить только с мамой.
Другой юноша, которому на момент начала занятий в проекте было 18 лет, боялся сам спускаться по ступеням. Постепенно этот страх был преодолен. Прогресс, пусть не очень очевидный со стороны, появлялся у всех ребят. С началом занятий у каждого постепенно улучшалось внимание и моторика, становились более выраженными рефлексы, появлялась ориентация в пространстве и самостоятельность.
Для самой Елены Семиглазовой проект «В мир вместе» стал не просто средством профессионального самовыражения. Еще в начале 90-х, во времена, когда в нашей стране на проблемы людей с ограниченными возможностями не обращали такого пристального внимания, она часто по роду службы сталкивалась с тем, что люди в инвалидных колясках были никому не нужны. Человек с ОВЗ был отрезан от мира и максимум, что ему было доступно – это наблюдение у врача и некоторые льготы по санаторному лечению. О социальной адаптации инвалидов говорили мало, а об адаптации людей с ментальными нарушениями — и вовсе нет. «Наш проект помогает оздоровиться самим детям с ОВЗ, частично снимает напряжение в семьях, где растут такие ребята, — говорит Елена. — Благодаря подобным проектам в целом в нашем обществе формируется терпимость и другое отношение к людям-инвалидам. Я вижу это по своим студентам. Поначалу они совсем не понимали, почему ребенок с РАС не может выполнить элементарную просьбу и расценивали это как непослушание. Затем приходило понимание, сострадание, а с ним – другое, лояльное отношение и желание помочь».
С момента основания проект рос с каждым годом. Сначала были группы примерно по семь человек, с которыми студенты ТГУ под присмотром преподавателя занимались в течение семестра. Потом с ростом обращений увеличивалось количество участников. В этом году в конце весеннего семестра состоялся самый большой выпуск — три группы по 8 человек. Были еще индивидуальные занятия, но только в качестве исключения – если ребенок совершенно не мог заниматься с другими участниками. В целом охват проекта на данный момент составил несколько десятков человек. Учитывая то, что в нашем городе подобной помощи людям с РАС практически нет, это довольно ощутимый результат.
Важность проекта была оценена по достоинству и на федеральном уровне. Не так давно он стал победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). В 2022 году в этом конкурсе участвовали 354 вуза из 80 регионов России, которые подали почти 2,5 тысячи заявок. В итоге проект «В мир вместе» вошел в число лучших и из 16 номинаций конкурса стал победителем в номинации #стирай_границы. В рамках гранта будет выделено 100 тыс. рублей, которые будут потрачены на развитие.