В школах начались летние каникулы, а значит, дети будут больше времени проводить на улицах. Задача взрослых – побеспокоиться об их безопасности и сделать так, чтобы каникулы оставили в памяти ребят только самые яркие впечатления.
К сожалению, в Тольятти растет количество ДТП с участием детей. По сравнению с прошлым годом увеличилось и количество самих ДТП, и количество пострадавших в них детей. Как сообщил Алексей Качкин, начальник отдела ГИБДД управления МВД России по Тольятти, на сегодняшний день зарегистрировано 42 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. В них 45 несовершеннолетних получили ранения разной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 82,6%, число раненых – на 87,5%.
Возросло количество ДТП с участием детей-пассажиров (с 9 до 16 человек). В апреле пострадал 4-летний мальчик, перевозившийся в автомобиле без детского удерживающего устройства, позволяющего пристегнуть его с помощью ремня безопасности. Зачастую характер детских травм, полученных в ДТП может свидетельствовать о неприменении, неправильном применении или применении некачественных детских удерживающих устройств. В больницах многим пострадавшим детям поставлены следующие диагнозы: СГМ, ушибы и раны лица и головы. При этом со слов водителей, при оформлении материалов ДТП установлено, что дети были пристегнуты ремнями безопасности или находились в детских удерживающих устройствах. Как было на самом деле, инспектору остается только догадываться.
За 5 месяцев этого года инспекторы ДПС за нарушение правил перевозки детей-пассажиров привлекли 269 водителей к административной ответственности по части 3 ст. 12.23 КоАП РФ.
-Но самое главное: важно не только купить ребенку качественное автокресло и пристегивать его в нем при каждой поездке. Родители, должны осознавать свою ответственность за жизнь ребенка. Управляя, автомобилем, в котором пассажиром едет ребенок, необходимо быть внимательным и осторожным, не превышать разрешенную скорость, избегать неоправданных маневров, особенно выездов на встречную полосу для обгона. При встречном столкновении, аварии на высокой скорости средства пассивной безопасности могут уже не помочь, а дети всегда более уязвимы, чем взрослые, – говорит Алексей Валерьевич.
По вине водителей транспортных средств произошло 31 ДТП (73,8% от всех ДТП с участием детей), в которых пострадали дети.
В этом году также значительно увеличилось количество пострадавших в них детей-пешеходов с 10 человек в прошлом до 20 в этом году. Причем двое — 8-летний ребенок и 11-летний подросток — пострадали по собственной неосторожности, переходя проезжую часть вне пешеходного перехода.
Наибольшее количество ДТП — 10 происшествий — с участием несовершеннолетних произошли на пешеходных переходах (4 на регулируемых и 6 на нерегулируемых). Во внутридворовых территориях совершено 10 ДТП. Два зафиксированы в темное время суток. В обоих случаях у несовершеннолетних отсутствовали световозвращающие элементы на одежде. Между тем, фликер (световозвращатель) на одежде считается реальным способом уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге.
По счастью, в этом году погибших детей нет. А вот в июле прошлого года от полученных травм в дорожной аварии скончался 11-летний пассажир. Его дядя — водитель автомашины, нарушил правила дорожного движения в части несоблюдения очередности проезда и на ул. Революционной допустил столкновение. Мальчик скончался от полученных травм в лечебном учреждении на седьмые сутки. Медицинские работники, боровшиеся за его жизнь, не смогли его спасти.
До 14 лет ездить можно только по тротуарам!
Несовершеннолетние получают травмы и по собственной неосторожности, в большинстве случаев, будучи велосипедистами. Так, уже только в апреле и мае с участием юных велосипедистов произошло 8 дорожно-транспортных происшествий, тогда как в прошлом году за тот же период случилось только 4 таких происшествия. В четырех случаях велосипедисты пересекали проезжую часть по пешеходному переходу, в трех — двигались по проезжей части, хотя согласно правилам дорожного движения, детям до 14 лет разрешается ездить на велосипедах только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон; в одном случае такое ДТП произошло из-за нарушения правил расположения технического средства на проезжей части.
-Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что, к сожалению, многие взрослые, родители, не говоря уже о детях, не знают, что в жилых зонах и внутридворовых территориях движение детей по проезжей части также запрещено. В жилой зоне имеет преимущество в движении только пешеход, а велосипедист управляет транспортным средством, поэтому должен соблюдать требования главы 24 Правил дорожного движения, где четко прописаны требования к движению велосипедистов. И, соответственно, двигаться по пешеходному переходу на велосипеде также не может. Чтобы перейти проезжую часть по пешеходному переходу, ему необходимо спешиться и перейти ее пешком, ведя велосипед рядом с собой, — говорит Качкин.
На электросамокатах тоже надо соблюдать ПДД
В этом году электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности (СИМ). Это понятие с 1 марта введено в Правила дорожного движения РФ.
В соответствии с новыми Правилами, движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться, как и велосипедистами, только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Но уже
в апреле этого года в Центральном районе был зафиксирован факт ДТП именно по этой причине. В районе дома № 113 на ул. Мира под колеса машины попал самокат с двумя мальчишками 11 и 12 лет. Оба подростка были доставлены в медицинское учреждение, где им диагностировали ушибы и ссадины. Но все могло быть и хуже. Электросамокат, которым управлял один из подростков, был у него в личном пользовании.
Новые правила не мешают детям кататься на электросамкоатах, но в ПДД введены жесткие возрастные ограничения. Дети до 7 лет могут прокатиться на, но ни в коем случае не по велодорожке, а тем более по проезжей части – только по тротуару или во дворе. Исключительно в присутствии родителей. Школьники от 7 до 14 лет могут ездить на электросамокатах и без родителей, но только по тротуарам и велодорожкам.
Согласно статистике и анализу ДТП с участием электросамокатов в целом по стране, предоставленным научным центром БДД МВД России, 74% составляют наезды на пешеходов, 17,5% — столкновения с автомобилями или препятствиями и 8,5% — прочие виды аварий. Почти половина ДТП с электросамокатами случается на перекрестках и в местах выезда на дорогу из дворов и других прилегающих территорий. Более четверти происходит на пешеходных переходах. Около 4% происшествий случается на тротуарах и дорожках для пешеходов.
Ездить по двое на мобильных средствах также запрещено, разве что их конструкция изначально рассчитана на двоих. Этот запрет также обусловлен печальной статистикой — покатушки родителей вместе с детьми в качестве пассажиров нередко заканчивались плохо. И тому масса примеров, в том числе видеоролики в социальных сетях. Кикшеринговые компании вносят по договоренности с администрациями многих городов, в том числе и в Тольятти, в программные обеспечения электросамокатов местные ограничения. Например, самокат сам сбросит скорость там, где нужно, или вовсе откажется ехать дальше там, где движение на нем запрещено. Но операторам не удастся отследить многие другие нарушения.
В августе прошлого года между администрацией Тольятти и действующей на территории города кикшерингогвой компанией «ЮрентБайк.ру» было заключено соглашение о взаимодействии при организации деятельности по предоставлению средств индивидуальной мобильности физическим лицам и их использованию на территории городского округа Тольятти. В нем помимо правил эксплуатации СИМ и положений, касающихся безопасности лиц, их использующих, закреплены следующие обязательства, касающиеся оператора:
— ограничение скорости СИМ на территории города не более 25 км/ч
— ограничение скорости СИМ не более 15 км/ч на следующих территориях: Автозаводский р-н (Парк Победы, Сквер в честь 50-летия АвтоВАЗа, Итальянский сквер, Сквер Жилкина, Сквер 32 квартала, Набережная Автозаводского района); Центральный р-н (Центральная площадь, Площадь Свободы, Площадь перед Филармонией, Сквер «Гидростроитель» в Портпоселке, территория возле памятника В.Н. Татищеву); Комсомольский р-н (Прак культуры и отдыха, Набережная, Сквер «Маяк» — напротив Речного вокзала, Сквер у ДЦ «Русич», Набережная в мкр-не Шлюзовой).
— запрещено движение СИМ на территории городских кладбищ;
— вывоз СИМ с территорий проведения публичных и массовых мероприятий не позднее 1 дня до начала проведения, а также запрет на использование СИМ на период проведения таких мероприятий на территории их проведения.
На сегодняшний день на территории города аккумулируются 600 электросамокатов кикшеринговой компании «ЮрентБайк.ру». По мониторингу этой компании средний возраст горожан, пользующихся услугами кикшеринга, 18-35 лет.
Не нарушайте ПДД в присутствии детей
Дети — такие же участники дорожного движения. Поэтому должны знать и соблюдать ПДД в том объеме, который соответствует их возрасту и жизненным потребностям. Это наиважнейшее условие их безопасности. И здесь Госавтоинспекция очень надеется на родителей.
Родителям, прежде чем отпустить ребенка на улицу одного, необходимо пройти с ним по его маршруту, которым он будет пользоваться постоянно, показать ему самый безопасный путь. В пути обратить внимание на все, что может случиться, напоминать правила безопасного перехода, подсказать, как вести себя на остановках общественного транспорта. Напомнить, что переходить проезжую часть нужно в установленных для перехода местах, не торопясь, оценив дорожную остановку.
Если же вы купили своему ребенку велосипед или средство индивидуальной мобильности, то обязаны изучить с ним главу 24 Правил дорожного движения и соблюдать ее. Необходимо постоянно напоминать ребенку, чтобы он был внимательным и осторожным. Обязательно обговорите с детьми, как они будут действовать в тех или иных обстоятельствах!
И, главное, самим никогда в присутствии ребенка не нарушать правила дорожного движения! Не забывайте, что глаза детей смотрят на вас — взрослых, они всегда повторят все ваши действия, и в том числе все ваши ошибки. Если родители будут серьезно относиться к соблюдению Правил, поверьте, что и их дети будут поступать так же. Если же родители считают возможным нарушать правила поведения на дороге, то дети будут вести себя точно также. Общеизвестно, что дорога ошибок не прощает, но вот цена таким ошибкам может стать очень высокой…