Для выпускников школ завершилась сложная пора экзаменов. Ребятам, показавшим особые успехи в учёбе, уже вручили золотые медали. Самое время перевести дыхание и подвести итоги завершившегося учебного года. О результатах ЕГЭ в Тольятти рассказала руководитель департамента образования Ларисой Лебедевой.
-Лариса Михайловна, какое место в Самарской области занимает Тольятти по числу золотых медалистов и учеников, набравших 100 баллов на ЕГЭ? Какова динамика этого показателя за последние годы?
-Доля выпускников, получивших медали «За особые успехи в учении», в течение трех лет составляет 12-15 % от общего количества выпускников школ. В 2023 году — 377. Если говорить о тех, кто получил на ЕГЭ максимальные результаты — 100 баллов, то их количество растёт. В 2021 году было 38 максимальных результатов, в прошлом году – 34 и в этом уже 59.
-В Самарской области результаты экзаменационной кампании 2023 года сопоставимы в целом с результатами прошлого года. Однако наблюдается рост среднего балла по русскому языку, физике и обществознанию. Какова картина по нашему городу?
-Абсолютно такая же. Все тенденции, имеющиеся в Самарской области, сохраняются и в нашем в городском округе. У нас тоже идёт рост среднего балла на ЕГЭ по русскому языку, физике и обществознанию. По русскому языку увеличение составило 0, 2 балла — так, в 2022 году средний балл составил 72,1, в 2023 году – 72,3 балла. По физике мы фиксируем увеличение на 0, 8 баллов. И самый значительный прирост показывает обществознание. Средний балл по этому предмету увеличился на 3,6 — он был 63,2, а стал 66,8.
Так что с гордостью могу сказать, тольяттинские выпускники на протяжении последних лет показывают высокие результаты на ЕГЭ, и 2023 год не стал исключением.
-Какие образовательные организации в Тольятти являются лидерами по числу золотых медалистов и стобалльников?
-Сиcтема общего образования уникальна своим разнообразием при единстве подходов. Практически в каждой школе есть возможность обучаться по программам разного уровня и профиля. Каждое образовательное учреждение уникально по-своему и имеет свои традиции. Если говорить о школах, которые являются лидерами по числу золотых медалистов и стобалльников, то это: лицеи — 19, 51, 57, 67; гимназии – 9, 35, 38, 39, 77 и общеобразовательные школы – 41, 70, 94. Конечно, ребята проявили настоящее упорство и труд, чтобы достичь высоких результатов. Но в этом, несомненно, есть большая заслуга педагогов, которые их учили.
-По каким предметам у нас 100-балльные результаты в этом году? В прошлом году был мальчик, который 100 баллов получил по трем предметам. Есть ли такие выпускники в этом году?
-Нет, таких нет, это все -таки редкость, но есть дети, получившие сразу два стобалльных результата на ЕГЭ, — это выпускник лицея № 67 и выпускницы лицея № 19 и школы № 43. Хочу отметить, что наши выпускники ежегодно получают максимальные результаты на ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, химия, обществознание, история, информатика и ИКТ. В этом году картина такая — 59 максимальных результатов на ЕГЭ (100 баллов) распределились по следующим предметам:
-Какие результаты тольяттинские школьники показывают на олимпиадах федерального уровня?
-Я бы сказала, очень достойные. Так, в 2022 году учащиеся МБУ№№ 38, 39 стали призерами по французскому языку, учащийся лицея № 57 — по информатике, учащаяся ООЦ «Школа» — по немецкому языку, учащийся МБУ № 9 — по технологии.
В этом году тольяттинские школьники принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории (МБУ № 39), испанскому языку (МБУ № 51), физической культуре (МБУ № 60, 67), искусству (МХК) (МБУ № 67), экономике (МБУ № 67). Учащаяся МБУ № 60 стала победителем олимпиады по физической культуре.
В 2022-2023 учебном году в отборочном этапе Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» приняли участие 6633 школьника образовательных учреждений г. Тольятти. В заключительный этап по всем предметам прошло 2731 человек. Победителями и призерами по восьми предметам стали 512 человек.
Дипломами 1 степени Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» были награждены учащаяся МБУ № 77 (предмет «История»), учащаяся МБУ № 10 (предмет «Психология»), учащийся МБУ № 70 (предмет «Техника и технологии»), учащиеся ГБУ «Лицей № 57», МБУ № 76 (предмет «Русский язык»).
-Вознаграждается ли как-то труд учителей, воспитавших «интеллектуальных чемпионов»?
-Существует постановление Губернатора Самарской области, в соответствии с которым выплачивается вознаграждение педагогам дополнительного образования и учителям, работающим в образовательных организациях в Самарской области, подготовившим победителей и призеров этапов олимпиады. Оно носит персональный характер.
-Как влияет образовательная инфраструктура на повышение успеваемости учеников? Как изменилось техническое и материальное оснащение школ в нашем городе за последние годы?
-Мы активно участвуем в реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» в части, касающейся отрасли «Образование». И благодаря этому в образовательных учреждениях Тольятти была значительно пополнена материально-техническая база. Начиная, с 2019 года четыре учреждения МБУ №№ 57, 77, 90, 73 были оснащены по предметной области «Технология».
Начиная с 2020 года компьютерным оборудованием оснастили 31 школу. Чтобы подготовить помещения для размещения оборудования, образовательные учреждения за счет бюджетных и внебюджетных средств выполнили строительные ремонтные работы, провели ревизию электропроводки, изготовили брендированные таблички и плакаты.
В 2021 году был открыт IT-куб на базе Гуманитарного центра интеллектуального развития. IT-куб — это центр образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет. В городе Тольятти – это первый проект такого уровня.
А 1 августа этого года состоится ввод в эксплуатацию новой школы на 1600 мест, расположенной в 20 квартале Автозаводского района. Она станет по проектной мощности самой большой в Самарской области.
Развитие образовательной инфраструктуры дает возможность школьникам наглядно воспринимать окружающий мир, способствует развитию познавательного интереса и, конечно, повышает качество образования.
-Создаются ли какие-то условия для самореализации выпускников и закреплению молодых специалистов на самарской земле?
-Работа правительства региона нацелена на то, чтобы выпускники школ оставались учиться в Самарской области и в дальнейшем работали на благо родного края. Особое внимание этому уделяет губернатор Дмитрий Азаров. По его инициативе каждый выпускник 11-го класса, который поступает в региональное учреждение среднего образования или вуз, получает единовременную денежную выплату в размере 10 тысяч рублей. Поддержку оказывают и студентам – молодые ученые и талантливые ребята получают стипендии и премии губернатора.
-Делается ли что-то в Тольятти, чтобы выбор выпускников пал в пользу получения такой профессии как учитель?
— Да, мы принимаем определенные меры. В 2022 году тольяттинские выпускники направлялись на целевое обучение по педагогическим направлениям на места, финансируемые за счет средств регионального бюджета, в Поволжскую академию образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского.
Для решения проблемы кадрового обеспечения общеобразовательных учреждений в этом году увеличено количество бюджетных мест для абитуриентов, поступающих в высшие образовательные учреждения на педагогические специальности. В частности, Поволжская академия образования и искусства Святителя Алексия снова предоставила квоту на целевое обучение. В этом году выделено 181 одно место. По предварительному набору получить педагогическую специальность изъявили 160 человек.
Кроме того, молодым педагогам, в возрасте не старше 35 лет, педагогическим работникам, впервые принятым на работу по трудовому договору, в течение года окончания ими высшего или среднего специального учебного заведения ежемесячно выплачивается 5000 рублей. Это сделано, чтобы привлечь их для работы в школах.