На международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017», прошедшем в Подмосковье, Тольяттинский государственный университет представил свою разработку – экспериментальный образец каркасно-модульного транспортного средства (КМТС) под названием «Сержант». Об этом сообщила пресс-служба университета. Проект получил вторую жизнь в результате модернизации после более чем двадцатилетнего ожидания и возможность запуска в серийное производство.
ТГУ представлял свою разработку впервые по настоятельной рекомендации и при поддержке председателя Комитета по обороне Государственной Думы РФ Владимира Шаманова. Среди свыше 16 тысяч экспонатов, что были на форуме, «Сержант», имея довольно компактные размеры, явно мог затеряться. Но этого не произошло.
Собственно, презентовали на форуме не столько сам автомобиль, созданный с использованием агрегатов ВАЗ-21213 «НИВА», сколько объёмную несущую пространственную цельносварную раму из алюминиевых сплавов, на которую эти агрегаты и были установлены. Фактически это оригинальное техническое решение – главный элемент новой автомобильной платформы. Её суть в том, что на один и тот же каркас можно закрепить как пуленепробиваемые панели, так и футуристичную облицовку. Именно поэтому рядом с концепт-каром «Сержант» на форуме дополнительно был представлен такой «скелет автомобиля» – сварной каркас на колёсах без двигателя и облицовок: не отдирать же облицовку с камуфляжным узором у «Сержанта» всякий раз для любопытствующих.
В создании автомобиля принимали участие преподаватели и студенты Института энергетики и электротехники, Института машиностроения ТГУ, сотрудники малого инновационного предприятия при ТГУ ООО «Научный консультационно-технологический центр „Пролог“».
ТГУ начал заниматься проектированием автомобилей такого класса свыше 20 лет назад. Тогда коллективом разработчиков под руководством профессора ТГУ (ранее ТПИ) Юрия Ройтбурга по заданию Министерства обороны был спроектирован и создан модельный ряд автомобилей на цельносварном алюминиевом каркасе. При этом технология сварки алюминия – также разработка учёных-сварщиков Тольяттинского госуниверситета, выполненная под руководством профессора Владимира Столбова. Такой автомобиль имеет важные для военной и специальной техники характеристики. Он устойчив к коррозии, имеет низкий удельный вес конструкционных элементов (его каркас на 30 % легче классического кузова), обладает высокой прочностью. Образцы автомобилей прошли дорожные испытания в полном объёме, и для дальнейшего серийного производства это имеет определённый плюс.
В 2011 году, после длительного перерыва, эти работы были возобновлены по инициативе ректора ТГУ Михаила Криштала. Они были интегрированы с другим проектом по созданию двигателя на основе алюминиевого блока цилиндров с упрочнением рабочих поверхностей цилиндра методом микродугового оксидирования (руководитель – профессор Михаил Криштал). Применение такого двигателя позволяет ещё больше снизить вес КМТС и усилить его антикоррозионные свойства.
Проект на этом не остановится. Следующий этап – создание композитной технологии несущих конструкций в рамках проекта КОРТРАНС-2020, что делает автомобиль радиопрозрачным, то есть невидимым для радаров. На базе данной технологии проект предполагает разработку целого спектра транспортных средств – внедорожный автомобиль, снегоболотоход, катер, мультикоптер с важными для военной, специальной и гражданской техники эксплуатационными характеристиками. Это направление развития крайне интересно Вооружённым Силам. Проект университета отобран в перечень лучших и теперь будет представлен экспертам для дальнейшей проработки, после чего по цепочке попадёт для непосредственного принятия решения министру обороны РФ Сергею Шойгу.