Команды образовательных учреждений города разрабатывают проекты, которые позволят вывести организации на новый уровень развития.  Возможность сделать это профессионально и эффективно поможет Президентская академия. В Тольяттинском  филиале РАНХиГС  начались курсы повышения квалификации по такому перспективному направлению, как проектное управление в системе образования.  О том, насколько успешным оказался первый этап обучения, каких результатов ждать участникам по окончании курса и могут ли другие учреждения города включиться в этот процесс, нам рассказала директор филиала Лариса Зверева.

– Лариса Александровна, на минувшей неделе в Тольятти стартовала программа повышения квалификации для работников сферы образования города. Как прошла первая сессия обучения?

– Признаюсь, для нас это был первый подобный опыт, но уже сейчас можно констатировать, что он оказался успешным. В пансионате «Радуга» собрались представители детских садов, школ и учреждений дополнительного образования города. На протяжении трех дней они получали знания и отрабатывали практические навыки по актуальной сегодня теме «Система управления проектами в образовательных организациях». Специально для этого курса мы пригласили в Тольятти руководителя Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования, директора Центра развития образовательных систем РАНХиГС при Президенте РФ Наталью Штурбину.

Каждая образовательная организация, участвовавшая в программе, представила команду единомышленников, включающую, как руководителей так и рядовых педагогов. Командам давались определенные задания, в результате чего они формировали портфели проектов. Учителя разных предметов, вместе разрабатывали новое видение развития своего образовательного учреждения. Все команды  были неповторимы, выработали что-то свое, уникальное, основанное на собственном опыте. Например: Как обучать детей поколения Z? Как в процессе воспитания найти баланс гуманитарных и технических компетенций? Как найти подход к обучению детей с особенностями развития? Эти и другие темы затрагивали в своих проектах участники курса.  Но, по большому счету, все мы искали ответ на  вопрос: что сегодня нужно сделать для того, чтобы быть более востребованными и более привлекательными  для населения города завтра?

– Сколько организаций представили свои команды?

– Отрадно, что наши образовательные учреждения откликнулись на инициативу академии с энтузиазмом. При поддержке  департамента образования города были оперативно сформированы команды из 14 образовательных учреждений города, это правда, вдвое больше чем мы планировали включить в программу. Возможно,  кому то  из этих команд предстоит стать «опорными», и они будут транслировать полученный опыт работы в проектах другим учреждениям социальной сферы города.

– Что делать учреждениям, которые не смогли влиться в первый поток обучения, но желают пройти курсы по данному направлению?

– В связи с тем, что количество желающих прибавляется, мы решили запустить вторую группу. Образовательные учреждения второго потока, так же  будут учиться в режиме трех очных проектных сессий, практически по такой же программе с участием нашего московского эксперта Натальи Штурбиной и  модераторов филиала. Первая сессия для второго потока стартует 29 января и уже сейчас открыта запись на курс. Условия участия вполне доступны для большинства образовательных учреждений города.

– Проектное управление в образовании не является обязательным требованием. Чем, на ваш взгляд, объясняется такой интерес участников к этой теме?

– Сферу образования объединяют общие проблемы: взаимоотношения родитель-педагог-ребенок, реформа образования, новые социально-экономические условия города. При этом цель у всех одна – увидеть свою организацию в развитии. Мир меняется, и, если мы хотим быть востребованными, то обязаны меняться вместе с ним. Чем ты интереснее, чем ты привлекательнее, чем ты отличаешься от других? Особенно эти вопросы  актуальны сегодня, когда родители вправе выбирать любое образовательное учреждение для своего ребенка. В ходе обучения уделяется большое внимание нестандартному  взгляду на свою  образовательную организацию, а так же  на выстраивание взаимоотношений внутри коллектива.

Если говорить о законодательной основе, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1050 проектное управление уже активно внедряется в бюджетную сферу, в первую очередь в деятельность федеральных органов власти. Это значит, что такие направления, как образование, ЖКХ, здравоохранение и другие приоритетные направления  постепенно  перейдут на проектное управление, которое  станет обязательным при получении и освоении бюджетных средств. Наша  программа несколько опережает события. Если мы начнем внедрять проектное управление в образовательной среде уже сейчас, то потом  легче будет переходить на новые условия,  когда это требование станет обязательным.

– Проявляет ли департамент образования администрации Тольятти заинтересованность в этом процессе?

– Специалисты департамента активно включились в работу, за что мы им благодарны. Они участвовали в сессии на протяжении всех трех дней, вовлекались в процесс обсуждений портфелей проектов  каждой команды. Более того, в департаменте накануне курсов были  разработаны пять ключевых портфелей проектов для развития образования города и они оказались созвучны с теми проектами, которые выработали команды во время обучения. Конечно, руководители департамента образования города,  как и мы, желаем, чтобы все образовательные организации города прошли обучение поданной теме и  в таком формате. Мы в свою очередь будем делать все, что от нас зависит, чтобы обучение было доступно для всех.

– Какие впечатления от работы с тольяттинцами остались у московского специалиста Натальи Штурбиной?

– Наталья Александровна очень высоко оценила уровень участников курса, отметила их гибкое мышление и стремление к совершенствованию. Судите сами – педагогам хватило  одного дня, чтобы предложить идеи для  приоритетных портфелей проектов. Они были активны, инициативны, выходили со своими предложениями. И   это закономерно, ведь система образования в нашем городе всегда считалась одной из передовых по инициативам и пилотным проектам.

– Как будет осуществляться дальнейшее обучение?

– Программа  рассчитана на 140 часов, продолжительность курса  пять месяцев. Это работа  в трех очных  сессиях, между которыми предусмотрено дистанционное консультирование и экспертиза проектов. Второй этап, намеченный на конец января 2018 года, предполагает написание проекта на «чистовик». Уже в феврале участники приступят к реализации намеченных планов, а во время третьей сессии – предъявят первые результаты работы. В итоге в марте мы должны получить готовые портфели проектов в рамках проектного управления.

Как можно применить полученные знания и готовые проекты в дальнейшем?

–  Это уже зависит от конкретного учреждения. Можно найти инвестора для реализации проекта, выйти на получение гранта в каком-либо фонде. Аналогичных возможностей сейчас много, но зачастую организации ими не пользуются. Многие просто не успевают в срок подать заявку из – за отсутствия готового проекта, не знают с чего начать, как правильно предъявить проект. Мы как раз помогаем решить эту задачу. Более того, у московских экспертов  РАНХиГС есть возможность презентовать лучшие портфели проектов на уровне страны и за рубежом, помочь «опорным» командам с выступлением  на конференциях по проектному управлению. Помогать транслировать передовой  опыт реализации проектов  дальше, за пределы города. У образовательных учреждений города достаточно высокий потенциал, который надо активно использовать и готовые  проекты предъявлять потребителю. Хочется верить, что учреждения, которые включатся в процесс обучения во втором потоке, будут не менее активными и заинтересованными в результате.

 

 

Поделитесь новостью: