Тольяттинцам пришлось столкнуться с дефицитом на медицинские маски и ажиотажным спросом на ряд продуктов. И хотя полки магазинов уже не пугают жителей своей пустотой, в наличии имеются все крупы, медицинские маски в аптеках Тольятти до сих пор не появились, так что люди вынуждены шить себе их сами. Как на эту ситуацию смотрит антимонопольное ведомство и как оно работаем условиях пандемии коронавирусной инфекции нам рассказал руководитель УФАС по Самарской области Леонид Пак.

-С 22 марта территориальные органы ФАС России усилили работу по мониторингу цен на социально значимые продукты и товары. Территориальные управления осуществляют ежедневный (в том числе в выходные дни) мониторинг цен на указанные продукты, посещая торговые точки в целях выявления возможного нарушения антимонопольного законодательства. С этой недели к мониторингу во всех субъектах федерации подключились сотни активистов Общероссийского народного фронта. При обнаружении значительных изменений цен как в розничной сети, так и со стороны оптовых поставщиков, ФАС России проводит анализ обоснованности таких изменений и в случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства проводит проверки и принимает соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Так, по полученным в результате мониторинга данным о повышении цен на ряд продовольственных товаров ФАС России начала антикартельные проверки. Кроме того, ФАС занимается профилактикой ценовых сговоров: были выданы предостережения исполнительному директору Руспродсоюза и вице-президенту Российского топливного союза, которые публично призывали к повышению цен на товары.

ФАС России не давала оценку и не согласовывала повышение цен поставщиками для торговых сетей. Такие публичные заявления могут привести к повышению цен на товары и нарушению ст. 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции.

-Сейчас открыта «горячая линия», по которой граждане и организации могут направлять информацию о случаях повышения цен на продовольственные товары. Поступают ли жалобы?

-Да, такая «горячая линия» Самарским УФАС России была открыта 24 марта. И по ней можно также сообщать о случаях повышения на лекарственные препараты, медицинские изделия (медицинские маски, резиновые перчатки), а также дезинфицирующие средства. Поступающая информация анализируется сотрудниками УФАС на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

-Какие меры могут предприниматься и предпринимаются ли для недопущения дефицита товаров, на которые наблюдается повышенный спрос? Есть ли рост цен на группы непродовольственных товаров и услуг в Самарской области? Например, на дезинфицирущие средства.

-Вопросы обеспечения населения не входит в компетенцию Самарского УФАС России. Согласно подпункту 5 пункта 2.2.8 Положения о министерстве промышленности и торговли Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N2 302, в рамках закрепленных предметов ведения министерство участвует в реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Самарской области.
Самарским УФАС России были проведены внеплановые выездные проверки в отношении двух аптечных сетей, повысивших в феврале 2020 г. цены на медицинские маски. В рамках указанных проверок, Инспекцией Самарского УФАС России у сотрудников организаций отобраны пояснения о причинах повышения цен на медицинские маски, а также должностным лицам указанных организаций вручены требования о предоставлении дополнительных документов и сведений необходимых для полного и всестороннего анализа динамики и причин роста цен розничной и оптовой реализации медицинских масок. По результатам анализа, запрошенных сведений и документов в ходе проверок, инспекцией Самарского УФАС не установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

-Какие меры предпринимает УФАС в связи с пандемией? Например, многие ведомства перешли на дистанционный режим работы, отказались от проведения проверок в этот период и т.д. Даны ли вам какие-то особые полномочия в наказании нарушителей на период пандемии?

-В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией и угрозой ее распространения, при наличии достаточных сроков рассмотрения дела Самарское УФАС России откладывает заседания комиссий на длительный срок. При истечении в ближайшее время сроков рассмотрения дела проводятся комиссии путем использования систем видеоконференцсвязи. Плановые проверки в этот период не планируются.

-ФАС России признает пандемию коронавируса COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы. Антимонопольная служба будет учитывать это при рассмотрении административных дел. Поясните, что это дает? В своей работе вы уже начали учитывать эти обстоятельства?

– Территориальные органы ФАС России учитывают данную позицию, что пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика. Таким образом, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки. В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статья 34 Закона У244-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.

-Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала незаконной рекламу противовирусного препарата «Арбидол» о его эффективности против коронавируса COVID-19. Не наблюдалось ли в Самарской области недобросовестной рекламы на этот счет?

– Комиссия ФАС России признала рекламу лекарственного препарата «Арбидол», распространявшуюся в январе 2020 года в эфире ряда радиостанций, нарушающей требования Закона о рекламе. ФАС России приняла такое решение, поскольку на момент выхода рекламы содержащийся в ней рекламный посыл относительно действия препарата «Арбидол» против нового коронавируса выходил за пределы показаний, указанных в инструкции по его применению.
Самарское УФАС России не фиксировало случаев недобросовестной рекламы, когда лекарственные препараты, не являющиеся лечебным средством при коронавирусной инфекции, выдавались за лекарство от коронавируса.

-Давно подмечено, когда нефть растет в цене, за ней цены на бензин тоже растут. Но почему сейчас, когда произошло падение цен на нефть на мировом рынке, мы не наблюдаем снижения цен на бензин? Нет ли сговора в этой сфере?

-Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на автомобильный бензин. Цена на автомобильный бензин формируется на основе рыночного механизма конкуренции.
На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги. В конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива налоги составляют порядка 65%, большую долю занимает транспортировка, а сама нефть 5%.
Цены на топливо остаются стабильными. В настоящее время предпосылки к росту цен как в оптовом, так и в розничном сегменте отсутствуют.

Вместе с тем ФАС России продолжает осуществлять мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, и, в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ведомство примет меры антимонопольного реагирования.

Относительно розничных цен следует отметить, что по данным еженедельного мониторинга цен ЦДУ ТЭК за период с 1 января 2020 года по 29 марта 2020 года динамика розничных цен на автомобильные бензины марок Аи92 составила + 0,29/0, Аи-95 + 0,2%, на дизельное топливо + 0,3%. При этом инфляция составила +1 %.
В целях стабилизации цен на моторные топлива на внутреннем рынке Правительством РФ был принят демпфирующий механизм, который позволяет сохранять цены на текущем уровне независимо от волатильности цен на нефть.

Новости Тольятти Городские ведомости

Поделитесь новостью: