21 мая состоялось заседание Общественной палаты Самарской области, на котором рассматривалось влияние институтов гражданского общества на снижении социального неравенства.

Бедность и социальное неравенство представляют собой сегодня одну из наиболее острых проблем, существенно тормозящих развитие российского общества. В 2000 году за чертой бедности в России находилось более 40 миллионов человек, сегодня эта цифра составляет порядка 19 миллионов. В Послании Президента РФ, озвученном в феврале 2018 года, обеспечение уверенного, долгосрочного роста реальных доходов граждан обозначено в качестве ключевой задачи на предстоящее десятилетие. Поставлена задача за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности в стране: вполне конкретная цифра, которая является руководством к действию и для органов власти, и для институтов гражданского общества.

Выделяются самые разные причины бедности: экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность), социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости), демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье, перенаселение), образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная подготовка), политические (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географические (неравномерное развитие регионов), религиозно-философские и психологические. Среди причин социального неравенства эксперты выделяют снижение конкуренции и монополизацию, ослабление профсоюзов, недостатки налоговой системы, глобализацию и либерализацию торговли, неэффективную систему образования, слабые законы о корпоративном управлении, позволяющие руководству компаний устанавливать себе неограниченно высокие зарплаты, и др.

По данным за 2018 год среднедушевые денежные доходы населения в регионе достигли 27,5 тыс. рублей, увеличившись за последние 7 лет в 1,3 раза или на 5,8 тыс. рублей. С 2011 года по 2018 год доля бедного населения снизилась с 15,2% до 13,1% от общей численности жителей области. Однако около 420 тыс. человек продолжают получать доходы ниже величины прожиточного минимума. Если в 2011 году разрыв между доходами 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составлял 19,4 раз, то в 2018 году данный разрыв сократился до 12,1 раза и стал ниже, чем в целом по Российской Федерации (15,5 раз в 2018 году). Анализ распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов населения показывает, что 43% граждан региона ежемесячно получают денежные доходы в размере от 19 до 45 тыс. рублей

«Деятельность всех министерств без исключения, и в первую очередь министерств экономического блока, направлена на борьбу с бедностью, – отметила зам руководителя департамента прогнозирования и стратегического планирования развития региона министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Любовь Иванова. – Снижение уровня бедности напрямую зависит от развития экономики региона. При сравнении показателя уровня бедности с темпами прироста ВРП отмечается положительная тенденция снижения уровня бедности при росте валового регионального продукта: высокий уровень экономического развития создает условия для борьбы с бедностью, обеспечивая ресурсы для этой цели. При этом экономический рост обеспечивает выход из категории бедных граждан с уровнем среднедушевых доходов приближенным к величине прожиточного минимума, тогда как граждане с более низким размером среднедушевых доходов без помощи государства самостоятельно повысить уровень своих доходов не могут.

Рынок труда сегодня в регионе находится в достаточно благоприятной ситуации, – рассказал, со своей стороны, руководитель управления развития кадровых ресурсов министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Александр Дорофеев. При том, что на учете в службе занятости в качестве безработных стоят 16 тыс. человек, на данный момент существует около 28 тыс. вакансий, из них порядка 70% – это вакансии по рабочим профессиям. Уровень трудоустройства в регионе остаточно высокий – 63% от обратившихся в службу занятости, что выше, чем в среднем по России. Большое внимание уделяется профессиональному обучению различных категорий граждан: безработных (в 2018 году обучение прошли 4 тыс. человек по более чем 100 специальностям, 92% из них смогли в дальнейшем трудоустроиться по полученной профессии), пенсионеров и предпенсионеров, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

По итогам заседания члены палаты приняли ряд рекомендаций в адрес профильных органов власти, уполномоченных принимать решения. «Принимая во внимание многочисленные критические замечания со стороны гражданского общества, предлагаем пересмотреть методику расчетов прожиточного минимума, МРОТ, потребительской корзины и других экономических параметров, влияющих на уровень бедности и социально-экономического неравенства», – отмечено, в частности, в итоговом документе. Кроме того, общественники указали на необходимость провести детальный мониторинг всех существующих мер социальной поддержки населения с привлечением специалистов и представителей общественности и разработать предложения для повышения их прозрачности, эффективности, доступности и адресности. «Учитывая комплексный характер проблемы бедности и социально-экономического неравенства для ее решения на региональном уровне необходимо применить межведомственный проектный подход с назначением конкретных ответственных лиц», – резюмировали члены Общественной палаты региона.

Поделитесь новостью: