Каждый человек силён в той или иной отрасли. Но как можно определиться в таком многообразии сфер и понять, в чём именно развиваться дальше? Как усовершенствовать навыки? Один из вариантов — принять участие в соревнованиях. Об этом не понаслышке знают школьники от 14 лет и студенты СПО, которые приняли участие в региональном этапе Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионата высоких технологий.
Соревнования проходили в Самарской области с 20 по 29 марта. На 21 конкурсной площадке в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Нефтегорске и Кинель-Черкассах встретились 460 учащихся. Из них — 131 конкурсант из Тольятти. Участники продемонстрировали свои профессиональные навыки по 74 компетенциям, востребованным на территории региона.
Преимущество Чемпионатов — объединение конкурсантов и представителей предприятий, которые транслируют требования к квалифицированным специалистам. Цель — создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодежи, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики.
В Тольятти учащиеся со всего региона смогли проверить свои навыки на базе шести колледжей и в Институте НАПРАВО.РУ. в 17 компетенциях. Это и визуальный мерчендайзинг, и ветеринария, и предпринимательство и многое другое.
Поскольку сейчас активно развиваются специальности будущего, впервые в регионе была организована компетенция «Разработка виртуальных миров». Она была организована на площадке Института НАПРАВО.РУ., так как именно у них есть опыт в обучении по данному направлению. С 2015 года здесь развивают эту сферу и учат детей и взрослых по этому направлению.
Пять школьников из Тольятти, Сызрани и посёлка Варламово проверяли свой уровень знаний в создании VR-разработок. За четыре дня им было небходимо разработать виртуальный музей вооружения: от дизайна до реализации проекта.
— Это могла бы быть военная техника, военная форма, то есть любые средства, которые мы можем встретить во время проведения военных действий и в рамках музейных экспонатов. Соотвественно им нужно было сделать локацию, 3D-модели — экспонаты, анимировать их, добавить на них функции взаимодействия с пользователем, интерфейс пользователя, настроить функционал своего будущего приложения и так далее. У них должна была получиться целая игра, в которой пользователь сможет посетить музей и испытать на себе весь функционал, который задумали ребята, — рассказал учитель информатики школы № 4 Имени Героя Советского Союза Д.П. Левина из Сызрани, эксперт Максим Левин.
На протяжении всего Чемпионата ребят сопровождали эксперты-наставники. Они оценивали работы всех конкурсантов, участвующих в Чемпионате, кроме своего подопечного.
Такая форма соревнований помогает ребятам лучше понять своё будущее развитие и попробовать новые форматы работы. Например, один из тольяттинских конкурсантов восьмиклассник Фадей Марченко уже решил, что в будущем хочет создавать игры и параллельно работать. Он уже два года занимается в этой области.
— На Чемпионате ребята могут попробовать себя и в моделировании, кодировании, в графическом дизайне и выбрать то, что им больше нравится, усовершенстовать свои навыки, спросить совет у наставников для достижения наилучшего результата, — отметила предподаватель по программированию для детей и по графическому дизайну для взрослых в Институте НАПРАВО.РУ, наставник Фадея Елена Морозова.
После завершения соревнований экспертная комиссия выставила баллы и отправила результаты в региональный штаб на проверку. По итогам, первое место занял Павел Юриксон из Сызрани ГБОУ «СОШ №4». Он получил 86.53 балла и поедет на Всероссийские соревнования.
Также благодаря участию в Чемпионате у ребят есть возможность проверить свои навыки непосредственно в профессиональной среде. Школьникам дали направления для прохождения стажировки в аккредитованную IТ-компанию ООО «Питон». В целом такую возможность предоставят более 120 индустриальных партнёров, которые включились в Чемпионатное движение в Самарской области.
Всегда интересно узнать, как высокие технологии, о которых говорят, применимы на практике в повседневной жизни людей.
Учитель информатики лицея №19 Наталья Есина отметила важность организации подобных конкурсов:
— У людей не так много мест, где они могут непосредственно «потрогать» те технологии, о которых они слышат по телевизору. Очень много технологий, которые уже есть, но никто не знает, что с ними делать и как их внедрить в нашу реальную жизнь. Я думаю, задача современного поколения, в том числе тех, кто соревнуется на Чемпионате, исправить эту ситуацию. Когда-то те же облачные технологии, флешки казались нам удивительными. То же самое и с виртуальной реальностью и вообще высокими технологиями. Важно, чтобы все-таки они смогли дойти до нас, до потребителей, и сделали нашу жизнь лучше и мобильнее. VR-технологии могут помочь в безопасности. МЧС, например, уже используют роботов, проводят обучения. Также их можно использовать в учебном процессе для объяснения, как использовать пожарное оборудование. Например, я могу прочитать лекцию учащимся, расказать как пользоваться огнетушителем теоретически, а могу взять очки, шлем, дать их ребятам и они смогут довести это действие до автоматизма без вреда окружению, без дополнительных затрат. Таким образом, учащиеся смогут без проблем воспользоваться огнетушителем при необходимости. И радует, что на уровне школьников эти элементраные обучалки уже формируются.
Для справки:
В 2023 году Министерством Просвещения Российской Федерации разработана и реализуется концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Федеральным оператором выступает Институт развития профессионального образования.
Работа ведется в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который входит в государственную программу «Развитие образования».