В октябре в администрации начал работу Проектный офис по развитию ТОР «Тольятти». О том, почему это важно для города, какие идеи будут реализованы и как привлечь к участию в проекте самих жителей, мы узнали у Евгения Миронова, исполнительного директора ассоциации «Некоммерческое партнёрство Региональный центр инноваций» (ассоциация «НП РЦИ»), представителя Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда содействия инновациям) в Самарской области.
Мы вовлекаем молодежь в инновационную деятельность. Ассоциация «НП РЦИ» создана ведущими вузами Самарской области. А Фонд – государственная некоммерческая организация, которая занимается проведением политики развития и поддержки в научно-технической сфере. Чтобы было понятно, какие проекты поддерживает Фонд, приведу пример: недавно был поддержан проект «Нейропилотируемое средство передвижения для маломобильной категории граждан с интегрированной возможностью роботизированной терапии нижних конечностей, функцией визуальной и тактильной обратной связи для ускоренного восстановления после инсульта или позвоночно-спинномозговой травмы» тольяттинского ООО «ЗВД». Фонд не поддерживает проекты, связанные с традиционным бизнесом.
Для себя мы точно определяем различия между стартапом и бизнесом. Например, вы решили создать новое предприятие на основе уникального программного обеспечения, которое заменяет функции человека. Но пока у вас нет бизнес-модели, пока вы не знаете, каким образом продукт может быть реализован, кто будет вашей основной целевой группой – это и есть стартап. Если же вы создаёте предприятие с уже сложившейся бизнес-моделью: парикмахерскую, станцию технического обслуживания, сервисное предприятие – это новый бизнес, но никак не стартап.
Наша команда StartupSamara изначально находится на площадке Стартап-центра Самарского университета. Мы собираем на свою площадку тех молодых людей, у которых есть идеи, даём им необходимые знания и навыки по созданию бизнес-моделей, командообразованию, презентации проектов. Так, например, проходят стартап-выходные. В пятницу вечером в одном месте собираются 40-50 человек с проектными идеями. Мы объединяем их в команды по интересам. На следующий день они получают навыки по созданию бизнес-моделей, перед ними выступают эксперты, местные ребята, которые уже прошли определённые этапы в развитии своих проектов, получили инвестиции, также приезжают технологические предприниматели из других городов и стран, которые делятся своим опытом. В течение двух дней идет тренировка, участники формируют идеи в проекты. В воскресенье проходит итоговая питч-сессия, на которой выступают с презентациями казалось бы те же самые участники, но на самом деле, это уже другие люди, уверенные, доработавшие свои проекты и понимающие о чём и кому они рассказывают.
Для меня очень важно, чтобы людям было удобно в городе, чтобы жизнь была насыщенной и чтобы они не уезжали – это та призма, через которую я для себя определяю успешность любого проекта, работающего на территории. Что касается ТОР, то это направление очень нужно Тольятти, и сейчас необходимо познакомить горожан с этим проектом, вовлечь их в эту деятельность. Сегодня, в основном, ведется работа с потенциальными резидентами, и это не совсем правильно. Я считаю, нужно привлекать широкие слои населения.
В ближайшее время хотелось бы организовать в Тольятти форсайт, посвященный ТОР. Я надеюсь, что у нас получится серьёзное мероприятие, на которое соберётся группа экспертов на два-три дня и изучит те тренды, которые есть в городе. Один из трендов понятен: из города уезжают молодые, креативные люди. И участникам форсайта предстоит проработать, какими местными документами, общественными соглашениями и технологическими нововведениями можно это изменить. На выходе нужно получить набор готовых проектов и решений и принять на себя ответственность за их выполнение. Форсайт – только один из возможных методов, но я уверен, что именно после него в Тольятти будет создано активное и организованное городское сообщество.
В состав участников «Проектного офиса» вошли люди дела. Я уверен, что от слов и планов, они могут перейти к реальным действиям, которые помогут развить ТОР. Конкретно я занимаюсь тем, что работаю с молодежью, помогаю подобрать молодым технологическим предпринимателям нужную программу Фонда. У Фонда есть шесть основных программ, как для тех, кто только проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию новых продуктов, так и для тех, кто выводит свои продукты после НИОКР на рынок. Так, например, только по программе «Старт» в этом году было подано более 120 заявок. Всего за последние три года Фондом было поддержано 286 проектов Самарской области на сумму более 660 млн рублей.
Наша команда столкнулась с тем, что молодежь очень мало знает о принципах построения работы стартапа. Последнее мероприятие, которое мы провели в ТГУ, показало заинтересованность студентов и преподавателей. К сожалению, подобных семинаров и встреч, в Тольятти намного меньше, чем в Самаре. И сейчас мы пытаемся как можно больше мероприятий проводить в Тольятти. Но, замечу, процент активной молодежи очень маленький. Нужно создать место, соединив ресурсы молодых предпринимателей, для того, чтобы там регулярно собиралась тольяттинская молодежь, могла обменяться информацией, и тогда жизнь для них будет гораздо интереснее.
Когда человек постоянно говорит или пишет: «да у нас все плохо!», значит, у него есть свободное время. Соответственно, этого человека можно пригласить как эксперта на ту же форсайт-сессию. И там пусть он предложит – как сделать лучше. Если общественность будет вовлечена в работу, то какие-то идеи людей не просто останутся озвученными на кухне или в соцсетях, а получат поддержку.
Мы сами порой себя очерняем. Тольятти по инфраструктуре, логистике на порядок выше других городов. Если мы будем больше создавать поток положительной информации, тогда и люди во всей стране будут знать, что у нас можно развивать бизнес, что сюда нужно ехать, тогда и сам город будет развиваться. Самим жителям и средствам массовой информации нужно формировать имидж Тольятти, рассказывать обо всем хорошем, что здесь происходит, и показывать наши преимущества.