За последние годы в Тольятти произошли существенные изменения в плане организации дорожного движения. На улицах города заметно растет количество светофоров, появляются многочисленные пешеходные ограждения, переносятся «зебры» и остановочные павильоны. Все эти нововведения провоцируют массу вопросов и недопониманий среди жителей. О том, чем вызвана необходимость таких перемен, журналисты «Панормы Тольятти» побеседовали с руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Павлом Банновым.
— Павел Владимирович, увеличение количества светофоров не перестает удивлять автолюбителей города…
— Горожан можно понять, количество светофоров действительно заметно возрастает. С 2014 года в Тольятти установлено 119 новых светофорных объектов, 99 из которых – за последние три года. Как правило, на одной «зебре» устанавливается четыре транспортных и два пешеходных светофора. Но эта цифра может варьироваться в сторону увеличения в зависимости от параметров и конфигурации проезжей части.
При этом не стоит путать такие понятия, как «светофор» и «светофорный объект». Один светофорный объект может включать в себя до восьми регулируемых пешеходных переходов — как например, на кольцевой транспортной развязке ул. Свердлова и проспекта Степана Разина. Соответственно, только на данном «кольце» установлено 18 транспортных и 16 пешеходных светофоров.
— С чем связано появление новых светофорных объектов?
— Прежде всего, надо понимать, что это не прихоть городских властей. Такая необходимость продиктована утвержденными ГОСТами в сфере безопасности дорожного движения, которые спускаются нам свыше и обязательны для исполнения. Да, зачастую при соблюдении этих условий приходится жертвовать пропускной способностью проезжей части, а городской бюджет несет дополнительные расходы. Но установленные нормы нацелены на то, чтобы уменьшить количество пострадавших среди участников дорожного движения. Пожалуй, это тот случай, когда цель оправдывает средства.
— Все чаще вводятся светофоры «по требованию» с кнопкой для пешеходов. Как много их в Тольятти? Где их необходимо устанавливать?
— Светофорами с кнопкой вызова сегодня оборудованы 64 регулируемых пешеходных перехода. Согласно ГОСТам, такие светофоры должны быть установлены на дорогах с двумя и более полосами в каждом направлении, а также с определенной интенсивностью пешеходного движения — не менее 150 пешеходов в час в течение каждого из восьми рабочих часов по будням.
Удобства светофоров с кнопкой вызова очевидны: отсутствие пешеходов возле перехода предоставляет преимущественное право движения водителям, что обеспечивает максимальную пропускную способность участка дороги. В то же время у пешеходов не возникает трудностей при пересечении магистрали – достаточно нажать на кнопку и подождать разрешающего сигнала светофора.
— Зачем нужен перенос остановочных павильонов и пешеходных переходов?
— Такие изменения также продиктованы нормами. Согласно ГОСТ (Р 52766-2007), остановочные пункты следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно. При этом «зебру» размещают между остановками перед посадочными площадками. А остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.
Данные требования также обусловлены необходимостью повышения безопасности горожан. Такое расположение остановок позволяет пешеходам перед выходом на проезжую часть посмотреть налево и убедиться в безопасности перехода. При этом маршрутные транспортные средства не ограничивают обзор проезжей части.
— Где и в соответствии с какими нормами должны устанавливаться пешеходные ограждения? Сколько денег уходит на их содержание?
— Установка ограничивающих пешеходных ограждений регламентируется требованиями ГОСТ (Р 52289-2004). В обязательном порядке они должны быть установлены с обеих сторон дороги на всех регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных около детских учреждений. Протяженность ограждений должна быть не менее 50 метров в каждую сторону от «зебры». Этому направлению работы в городе уделяется особое внимание.
Также ограждения монтируются на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 человек в час на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 человек в час — при запрещенной остановке или стоянке.
Для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ пешеходных переходов города необходимо дополнительно установить порядка 25 тыс. погонных метров ограждений. На эти цели требуется финансирование в сумме 49 млн.рублей. Нужны средства и на их содержание – порядка 4,4 млн руб. в год, тогда как в текущем году из местного бюджета выделено лишь 625 тыс. рублей.
— Какие структуры в городе несут отвественность за исполнение этих требований?
— Владельцем автомобильных дорог города является администрация Тольятти в лице департамента дорожного хозяйства и транспорта. Следовательно, обязательства по обеспечению их транспортно- эксплуатационного состояния, а также технических средств организации дорожного движения (светофоров, дорожных знаков, ограждений) исполняют городские власти, в том числе структурное подразделение — МКУ«Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти». Именно это учреждение занимается установкой, ремонтом и реконструкцией светофорных объектов. Контроль за выполнением предписаний и представлений по устранению выявленных нарушений возложен на городскую прокуратуру и отдел ГИБДД У МВД России по г.Тольятти.
— У города нет достаточного финансирования, чтобы одномоментно устранить все несоответствия нормам ГОСТ на дорогах. Какие меры предпринимаются ГИБДД и прокуратурой в этом направлении?
— Только за 2017-2018 годы администрация получила 445 предписаний со стороны ГИБДД. Прокуратурой Тольятти за этот период было вынесено одно представление, касающееся обустройства 17 пешеходных переходов на дорогах вдоль территорий образовательных учреждений.
К сожалению, финансирования на устранение всех выявляемых нарушений в городском бюджете действительно не хватает. В результате за последние пять лет было вынесено 28 судебных решений, обязывающих администрацию обустроить новые регулируемые пешеходные переходы на территории города. Сотрудники МКУ «ЦОДД ГОТ» своевременно подавали в суд заявления о предоставлении отсрочки исполнения данных судебных решений в связи с длительностью процедур по выделению дополнительного финансирования. А потому нам хотя бы удалось избежать штрафных санкций.
— Приводят все эти меры к ожидаемому результату? Снижается ли количество ДТП с участием пешеходов на дорогах города?
— Да, положительная динамика в этом направлении отмечается. По данным ГИБДД Тольятти, за последние пять лет случаев наездов на пешеходов стало меньше. Так, если в 2014 году их было зафиксировано 407, то по итогам 2017 года – 341, а за 9 месяцев текущего года – 220. В результате этих происшествий в 2014 году 30 человек погибло и 398 было ранено, а в 2017 – 20 и 339 соответственно. За 9 месяцев 2018 года в результате наездов автомобилей на дорогах города погибло 6 пешеходов, ранено — 224. Кроме того, отмечено снижение ДТП, произошедших по вине пешеходов. В 2014 году было зафиксировано106 инцидентов, в результате которых погибло 20 человек. В 2017 году количество таких ДТП снизилось до 71, в них погибло 8 человек.
— Как долго продлится процесс реформирования системы организации дорожного движения?
— Мы будем продолжать совместную работу до тех пор, пока на дорогах города не будут устранены все несоответствия требованиям ГОСТ. Это займет не один год и потребует существенных расходов, однако другого выхода у нас просто нет. Отрадно, что предпринимаемые меры уже приносят плоды, ведь безопасность граждан – это одна из приоритетных задач как городских властей, так и правоохранительных органов.