«У Тольятти немыслимый архитектурный потенциал»

Без имени

Архитектура важна не только для туристов. Будут ли люди отожествлять себя со своим городом, обретет ли он свой, неповторимых дух в первую очередь зависит от архитекторов — тех, кто многолетним кропотливым трудом создает облик города. В преддверии Всемирного Дня архитектуры «Городским Ведомостям» удалось взять интервью у Аркадия Шишкина, руководителя управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти и почетного архитектора России:

– Аркадий Анатольевич, что должен уметь хороший архитектор?

– Архитектор – это специалист широкого профиля. Изобразительное искусство, инженерные науки, фактура материалов, отделка, свет и цвет – всё покоряется его разуму. Из-за сложности и многогранности профессии архитекторов всегда готовят только на очной форме обучения. Сама учёба проходит через прямое общение профессионала со студентом: сразу вспоминается средневековая система «мастер-подмастерье».

В отличие от дизайнера, архитектор работает не с предметами — он оперирует пространством. От того, насколько грамотно выстроено городское пространство зависит то, как люди будут воспринимать город в будущем.

– В современной российской архитектуре до сих пор слышны отголоски советской эпохи. Чем так примечательна архитектура того периода?

– Архитектура всегда была тесно связана с идеологией. Порой внешний вид зданий влияет на образ целой страны: в пример можно привести европейские готические храмы, которые ни с чем не перепутаешь.

Россия была в авангарде мировой архитектуры в 20-е годы XX-го века, когда активно велись поиски новых форм. Так, руками советских зодчих был рожден конструктивизм. Конечно, в стране была разруха и подавляющее большинство проектов так и остались на бумаге. Отсутствие реализации творческий процесс не останавливает – поэтому проекты писались «в стол» и это дало неожиданные плоды: архитектурная мысль в Союзе развернулась на полную. Молодые ребята работали очень смело, это была воплощенная мечта – далекая от реальности, но удивительно прекрасная.

– Можно сказать, что Тольятти есть свое архитектурное лицо?

– Наш город многоплановый, ни один его район не похож на другой. Автозаводский, Центральный, Комсомольский – они разные по своей задумке, стилю проектирования и даже атмосфере. Генплан – это документ творческий и все зависит от того, что за коллектив над ним работал. Тольятти же строился совершенно разными проектными институтами.

Районы отличаются не только внешне, но даже своей ментальностью. Комсомольский район – это бывший поселок. Центральный – пешеходный, простой и ясный район средней этажности. Автозаводский – это архитектурный «монстр»: выстроенный в один момент, с широкими магистралями, бульварами и масштабной застройкой.

Кстати, в Автозаводском районе применена свободная планировка кварталов: дома расположены не по периметру, а в свободном, на первый взгляд хаотичном порядке. С одной стороны, это был глоток свежего воздуха: исчезли темные, закрытые от всего мира дворы, стало очень удобно размещать школы и детские сады. А с другой – изменился менталитет проживающих там людей. Уже не существует такого понятия как «мой двор». Горожане начинают относиться к общему пространству агрессивно – они не чувствуют, что это их дом.

–Жители абсолютно всех городов выражают крайне негативное отношение к точечной застройке. На ваш взгляд, ее можно было бы избежать?

– Точечная застройка – это естественный процесс, который мало зависит от мнения отдельных людей. Город функционирует как живой организм и он сам возмещает то, чего ему не достает. Даже если снести Тольятти подчистую и спроектировать заново – старые черты начнут потихоньку к нему возвращаться.

Конечно, решение о точечной застройке нужно принимать взвешенно и деликатно, стараясь избегать социальных конфликтов. Но если все нормативы соблюдаются, а люди из близлежащих домов всё равно недовольны – это можно воспринимать как социальное иждивенчество — «у меня все хорошо, а вы идите отсюда».

– То есть, в архитектурном плане город сам диктует, в каком направлении ему развиваться?

– Да, это так. Город живет по законам, которые трудно понять. Например, в основе Санкт-Петербурга лежит трехлучие. Два луча развиваются, а третий затих. Почему так получилось? Никто точно не знает, город сам регулирует свое развитие.

– Каким вы видите архитектурное будущее Тольятти?

– В любом городе идет борьба колеса и лифта: он растет либо вширь, либо вверх. В первом случае в городе растягиваются коммуникации, а во втором — людям приходится жить в «муравейнике». Но компактная планировка дает много преимуществ: вложения в неё намного более эффективны, а люди получают в своё распоряжение такой ценный ресурс, как свободное время.

Тольятти буквально разорван на районы лесом. С одной стороны это хорошо для экологии, а с другой – из-за непродуманных транспортных потоков горожане теряют в дороге очень много времени.

Тольятти достоин хорошей набережной и благоустроенных выходов к реке. Надо начинать думать об инвестициях в это место. Набережная — это точка общественного притяжения и она просто обязана быть благоустроенной.

– Почему так важно вкладывать деньги в общественные пространства? Ведь они не приносят городу  прибыли.

– Организованное пространство формирует поведение человека. Парки, набережные, игровые павильоны – все эти объекты можно и нужно строить. Общественные пространства объединяют между собой совершенно разных людей, помогают человеку чувствовать себя частью большого города. Они не несут прямой экономической выгоды, но зато имеют мощный идеологический выхлоп. Благоустройство распространяется дальше. Город район за районом меняет свой облик и это прекрасно.

На сегодняшний день департамент градостроительной деятельности выступает заказчиком Генерального плана города Тольятти. Уже определен проектировщик: «ТеррНИИгражданпроект», самарский проектный институт. На субподряде будет выступать московский Гипрогор.

— Безусловно, большое место в Генеральном плане будет отведено новому району за Московским проспектом. Как вы относитесь к разрастанию города вширь?

— Честно говоря, мне это не очень нравится, но поспешных выводов лучше не делать. Территория для строительства там хорошая, она далека от производств. Дело не ограничится новым районом. Проектируется транспортная сеть: мост на Климовку, новая развязка на трассе М5. ГЭС нужно разгружать, этот транспортный узел уже давно не справляется со своей нагрузкой.

Хочется отметить, что Тольятти обладает прекрасным природным каркасом. Здесь есть и полноводная река и огромные леса. У города немыслимый архитектурный потенциал – и это дает нам уверенность в будущем.

Артем Полтавцев

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники