Волшебник «Маяка»

1Как ни крути, молодежь в Тольятти всегда была активной. На берегу Волги вырастают олимпийские чемпионы, актеры озвучания и известные на весь мир инди-музыканты.

Молодые горожане принимают участие в общественной жизни и открывают собственные социальные проекты. Один из таких людей Руслан Ширинов, руководитель мультипликационной студии «Маяк», сотрудник детской библиотеки и хороший плотник. Мы встретились с ним и поговорили о мультфильмах, преподавании и ручном труде.

— Сейчас «Маяк» — это самая известная детская мультстудия в городе. Давно ли зародилась идея проекта?

— Все началось в прошлом году. Тогда в библиотеке проходили киночетверги, которые частенько посещали дети. Я решил, что кино – это не совсем детский формат. Для ребенка больше подходят мультфильмы. Ещё круче, когда он может делать мультфильмы сам. Честно говоря, я даже не помню, как эта идея пришла мне в голову.

Над проектом я начал работать где-то через месяц после Нового года.

— Какое оборудование используется в «Маяке»?

—  Для того чтобы создать мультфильм в домашних условиях, ничего особенного не нужно. Обязательно понадобится зеркальный фотоаппарат и штатив. Картинка должна быть неподвижной, ведь в одну секунду мультфильма укладывается от  шести до десяти фотографий. Звук мы пишем на обычный iPhone, возможно в будущем договоримся с какой-нибудь студией.

Больше всего здесь не хватает мультстанка – это такой стол со специальными креплениями для камеры. Получается, что объектив висит вертикально над столешницей, а свет расставляется по бокам. На мультстанке можно сделать несколько слоев декораций, придать им объем. Стоит это чудо около сорока тысяч. Дешевле сделать самому, но пока у меня не хватает на это времени.

Съемки мультфильма — это довольно трудоемкий процесс. Одних занятий недостаточно, поэтому из минутного мультфильма дети снимают всего секунд 15 – остаток я доделываю в свободное время. Правда, ребята быстро учатся. Сейчас я могу давать им домашние задания по озвучке и сведению звуковой дорожки.

1

— Что в приоритете у студии: творческое развитие или профессиональная подготовка?

— Делать мультфильмы профессионально учат во ВГИКе. Я могу объяснить детям азы домашней мультипликации, но у меня нет профильного образования.

Я не ставлю перед собой задачи делать из детей профессионалов. Главное, чтобы они приходили сюда, общались и учились мыслить нестандартно. Неважно, кем потом будет работать ребенок – дворником, инженером или бизнесменом. Умение мыслить креативно поможет ему не потеряться в современном мире.

— Сколько детей занимается в «Маяке»?

— Сейчас работают три группы: одна в Центральном районе и две в Автозаводском. Это около 25 детей, которые ходят в студию постоянно.

Последние три месяца у нас много новичков – через студию прошло около 50 человек. Многие уходят после первых занятий, но тех, кто остался, хватает с лихвой. У меня бывали занятия, на которые приходило больше 15 человек. Вести урок в таких условиях сложновато.

Возможно, в будущем «Маяк» расширится, но для этого у проекта должен появиться спонсор.

1

— В Тольятти сейчас бум на мультипликацию, то и дело открываются новые студии. У детей всегда был спрос на мульткружки или эту волну породил «Маяк»?

— Детям всегда были интересны мультфильмы, но подача тоже важна. Многие кружки не рассказывают людям о себе, либо делают это скучно. Чтобы дети приходили в студию, тебе самому должно быть интересно в ней находиться.

На начальном этапе я устраивал мастер-классы во время киночетвергов. Группу после этого мы набрали быстро.

— С какими материалами вам нравится работать больше всего?

— Сейчас мы переходим на работу с картоном. Начинали с пластилина, но для детей эта техника оказалась тяжеловата. Декорации и персонажи из картона более простые, их можно сделать быстрее и выглядят они в итоге приятнее. В одном из последних мультфильмов у нас был картонный моряк – это бета-версия того, что ждет студию в будущем.

Основная проблема в том, что всё это стоит денег. Сами занятия проходят бесплатно, но сейчас ребята приносят материалы для работы с собой.

— Многие музыканты делают мультипликационные клипы. Возможно ли, что в будущем «Маяк» сделает видеоряд для какой-нибудь песни?

— Чтобы сделать хорошее трехминутное видео, нужно потратить очень много времени. Даже если бы я получил коммерческое предложение, то вряд ли бы за это взялся. Но если ребятам будет интересно – мы займемся этим. Одна из групп недавно предложила мне эту идею. Возможно, мы запишем собственную песню и сделаем из неё мультфильм.

1

— Появится ли когда-нибудь в «Маяке»  взрослая группа?

— Есть вариант, что мы займемся мульттерапией, но пока я не вижу, как это может вписаться в первоначальный план работы студии. Профессионально готовить мультипликаторов сейчас точно не получится. Я не чувствую себя готовым теоретически, да и времени особо нет. Если уж что-то делать, то делать это качественно. На тяп-ляп — это не про «Маяк».

— Какие сложности возникают при работе с детьми?

— Главная трудность в том, что дети постоянно меняются. Я, конечно, нахожу с ними общий язык, но некоторые ребята не совсем понимают, что происходит в студии. Если новичок приходит под конец работы над мультфильмом, то ему приходится все объяснять с нуля. Получается, что другие дети просто сидят и тратят свое время.

— Какие мультфильмы вам нравились в детстве?

— Мультфильмы Диснея, Хаяо Миядзаки и «Ежик в тумане».

— А что нравится современным детям?

— Есть такая штука – многоцветие. Дети многоцветнее взрослых в несколько раз, у всех разные увлечения и разные предпочтения по части мультфильмов.

Кстати, я бы не сказал, что ребята, которые смотрят только красивые и умные мультфильмы, чем-то отличаются от сверстников. Наверное, это не особо влияет на их взросление.

— Что порекомендуете начинающему мультипликатору?

— Не покупать книги по мультипликации! Лучше смотреть мастер-классы, там информация удобнее скомпонована. Можно найти несколько существующих проектов студий, выбрать из них один и переделать его под свои требования.

Книги же пригодятся при изучении отдельных тем – скетчей, монтажа и так далее. В детской библиотеке №21 есть книги по созданию персонажей из пластилина и картона.

1

— Какие проектами вы занимаетесь помимо мультстудии?

Был СКВОРЕ – деревянные домики для буккроссинга. Вандалы их сразу невзлюбили. Один из таких домиков находился в парке Центрального района, ломали его несколько раз. После этого домики появлялись только внутри помещений, чтобы охрана за ними присматривала. СКВОРЕ я бы хотел развивать и дальше. Нужно найти вандалоустойчивый материал и подключить к работе побольше людей.

Ещё у меня есть столярная мастерская. Несколько раз её переименовывал, сейчас думаю назвать её «Традиция» — мой дед работал плотником, строил дома в Нижневартовске, Сызрани и Тольятти. От него мне досталось оборудование, но в скором будущем я хочу начать делать все вручную.

Работать руками – это очень круто, своего рода отдушина для современного мужчины. Я мечтаю показать детям, что ручной труд может быть интересным. В школах уроки технологии так себе, особенно все плохо с мужским трудом. Если бы я не работал в библиотеке, я бы стал плотником или электромонтером.

Сегодня Руслан проводит мастер-класс по мультипликации в Тольяттинском художественном музее. Посетить его можно в рамках Ночи искусств. Подробнее узнать о «Маяке» и посмотреть работы ребят можно здесь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники