Учим достигать успеха

фото-065

Ровно неделю назад мэр Сергей Андреев объявил о назначении нового руководителя департамента образования мэрии.

Теперь за тольяттинские детские сады и школы отвечает Елена Пинская. Мы встретились с ней и задали пару вопросов о будущем тольяттинской системы образования.

– Где вы работали раньше?

– В отрасли образования я не новичок и имею представление о ее развитии. Начинала свой трудовой путь пионервожатой и учителем русского языка и литературы. Последние восемь лет я занимала пост заместителя руководителя департамента образования мэрии, а до этого возглавляла Центр медиаобразования.

– Какие, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны тольяттинской системы образования?

– Образование – это системообразующий социальный институт, который очень чувствителен к вызовам общества. В эпоху комсомольских строек в Тольятти съезжались лидеры – люди беспокойные, ищущие, свободные, инициативные. Многие из них пустили корни в городе, что и нашло отражение в тольяттинском образовании. Оно традиционно обладает рядом сильных сторон.

Первыми из крупных городов Самарской области мы ввели прозрачную методику распределения мест для дошкольников. К трем годам каждый тольяттинский малыш получает место в садике. Не всегда удается пристроить ребенка близко к месту жительства, и это проблема! Прежде всего она касается жителей новых микрорайонов.

Я бы отнесла к достижениям систему специального дошкольного образования, созданную в нашем городе. Несмотря на непростую ситуацию, мы не сокращаем сеть групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. В наших учреждениях функционируют уникальные группы для детей с ранним детским аутизмом, сахарным диабетом, для детей-инвалидов с детским церебральным параличом.

Система общего образования уникальна своим разнообразием. Практически в каждой школе есть возможность обучаться по программам разного уровня и профиля. Мы всегда с большим вниманием относимся к выявлению и развитию детских талантов. Школа – это не только освоение программы по каждому из предметов. Это среда, в которой ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных амплуа, проявить свои способности и получить шанс развить их.

Одними из первых в стране мы наладили персонифицированный учет детей, занятых в системе дополнительного образования. Это позволяет поддерживать именно те программы, которые пользуются популярностью у ребят. Воспитанники тольяттинских педагогов допобразования показывают стабильно высокие результаты на региональных, всероссийских и международных состязаниях, а занятость детей школьного возраста к началу прошлого учебного года возросла до 78%.

Однако за последний год ресурсы городского бюджета существенно уменьшились. Нам придется найти решение, которое позволит сохранить систему дополнительного образования, не снизив её охват. Ведь разнообразие кружков и секций – это не только залог развития детей, но и серьезный инструмент профилактической работы с несовершеннолетними.

(Список бесплатных тольяттинских секций можно посмотреть здесь. – Прим.ред.)

– Какие проблемы тольяттинского образования требуют особого внимания?

– Во-первых, это проблема нехватки мест в детских садах для детей младше трех лет. В этом году отдать маленького ребенка в детский сад смогли только 47% от общего числа желающих родителей.

Во-вторых, это проблемы в части организации медицинского обслуживания детей. По-прежнему не хватает медицинских кадров. Не редкость, когда на одну медсестру приходится два и более детских сада.

В-третьих, это отсутствие образовательных учреждений в новых кварталах. Наиболее остро эта проблема стоит перед жителями 18, 18А, 18Б кварталов. Отсутствие садиков в микрорайонах новостроек также является проблемой, решать ее мы планируем совместно с региональным правительством.

– На что тольяттинцы жалуются чаще всего?

– Заявители сообщают нам о денежных сборах, для многих семей такое финансовое бремя является непосильным. Поступают жалобы на слишком большое количество дополнительных платных образовательных услуг. Не всегда удается достигнуть взаимопонимания между педагогами и родителями, особенно если у ребенка имеются поведенческие отклонения.

Отсутствие мест в детских садах для детей до 3-х лет тоже является очень частой причиной обращения родителей в департамент образования. Многих заявителей беспокоит вопрос непредоставления мест в детских садах по месту жительства, в шаговой доступности.

Увеличилось количество жалоб от родителей, которые отказываются от прививок своим детям (полиомиелит, реакция Манту), не предъявляют справки об отсутствии заболевания туберкулезом. Стоит принять во внимание, что школа и детский сад – социальные учреждения с массовым пребыванием детей, а соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан.

Каждое из обращений внимательно рассматривается, заявители получают ответ. Нередко задаются вопросы, находящиеся в компетенции непосредственно самих учреждений (педагогическая нагрузка, расстановка кадров, организация учебного процесса и т.п.). В таких случаях мы перенаправляем обращения или подключаемся к совместному решению.

– Что произойдет с детскими садами и школами в ближайшем будущем?

– Мы будем открывать дополнительные места в существующих детских садах и строить новые. Муниципальная программа «Развитие системы образования городского округа Тольятти на 2017 – 2020 годы» предусматривает создание семи детских садов общей вместимостью более 1500 мест. (Подробности можно прочитать здесь. – прим.ред.)

В школах же продолжаются запланированные реформы. Так, к 2020 году на Федеральный государственный образовательный стандарт должны будут перейти абсолютно все одиннадцать классов каждой российской школы. Новые стандарты – это не только новые учебники и способы обучения, но и новые образовательные результаты, которых требуют современные условия жизни.

С  1 сентября вступили в силу новые стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Они учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности.

Еще одно новшество касается учеников четвертых классов, которые в конце учебного года теперь пишут единые государственные контрольные по трем предметам: русскому языку, математике и окружающему миру. Минобрнауки будет постепенно вводить государственные контрольные работы практически в каждом классе. Смысл данной инициативы в том, чтобы на всех ступенях обучения проводилась диагностика эффективности школьного образования.

Одно из нововведений в школьной жизни, о котором все наверняка слышали: по Указу Президента началось возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Сдача норм ГТО – это добровольное решение обучающихся. В городском округе Тольятти испытания по выполнению нормативов комплекса ГТО в 2016 году прошли 932 тольяттинских школьника. Нормы на «Золотой знак» выполнили 178 человек, на «Серебряный знак» – 8, на «Бронзовый знак» – 3.

Серьезных изменений при проведении ЕГЭ в 2017 году не планируется.

– Что бы вы изменили в нынешней системе образования?

– Знаете, я не сторонник радикальных изменений. Но считаю очень важным двигаться в поступательном направлении, осматриваясь, оценивая результаты, корректируя управленческие решения. В системе дошкольного образования нашего города нужно продолжить структурные преобразования через оптимизацию сети муниципальных детских садов, стимулирование альтернативных форм дошкольного образования, расширение спектра платных образовательных услуг для детей, не посещающих детский сад.

Чтобы сделать систему образования в городском округе Тольятти действительно комфортной для детей, надо сформировать современную образовательную среду, удобную и безопасную, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; среду, которая воспитывает и побуждает к учебе и саморазвитию, в которой в полной мере будут использоваться преимущества информационных технологий.

– Система электронного зачисления усложнила талантливым детям путь в специализированные школы. Как все-таки отдать ребенка в лицей?

– Давайте сразу уточним: через Интернет заявления подаются в первый класс. А в первых классах абсолютно всех российских школ специализации быть не может. Первый год дети вообще обучаются без отметок. Программы углубленного изучения отдельных предметов реализуются, в основном, с 5-го класса. Обучение в течение четырех лет в начальной школе позволяет определиться с тем, в каких предметных областях ребенку будет интереснее реализоваться дальше. Так что, лично я,  как мама, не сторонник нацеливания с первого класса на «лицейское» образование. Далеко не всегда амбиции родителей идут на пользу ребенку.

Главное, что я гарантирую: ни один ребенок не останется без места в школе. Учебных мест в городе достаточно, учебников для первоклассников – тоже. Если в каких-то школах мест не хватит, родителям через конфликтную комиссию предложат место в другом учреждении по месту жительства.

– Как вы оцениваете уровень тольяттинских учеников? Педагогов?

– Здесь нельзя руководствоваться субъективной оценкой. Перечень оценочных результатов качества образования достаточно широк –  от международного исследования и мониторинга, государственных экзаменов, централизованного тестирования  до внутриклассного оценивания.

Качество образования по итогам 2015-2016 учебного года иллюстрирует целый ряд показателей. Узнать некоторые из них можно здесь.

Конечно, успеваемость учеников – это результат работы педагогов. 75% тольяттинских учителей имеют высшее образование, 60% аттестованы на высшую или первую квалификационные категории. Многие из них участвуют в конкурсах профессионального мастерства, делятся своими наработками с педагогами города и области. Я уверена, что залог будущих успехов учеников – в неравнодушии и высокой компетентности современного учителя.

–  Есть ли открытые вакансии в образовательных учреждениях?

– На 10 октября в Тольятти  имеются 20 вакансий по предметам в общеобразовательных МБУ, 5 ставок воспитателей в детских садах. В настоящее время нагрузка по вакантным должностям распределена по другим педагогам, но хотелось бы «закрыть» все вакансии. (Посмотреть свободные рабочие места можно здесь — прим.ред.)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники