Есть событие — есть туризм

С 12 по 14 апреля в нашем городе пройдет Всероссийский форум «Россия событийная». Место выбрано не случайно: Тольятти не впервой становиться площадкой для масштабных событий. «Волга-Квест», «Жигулевское Море», «Кругосветка», «Классика над Волгой», «iВолга», «Фестиваль имени В. Грушина» – эти и другие мероприятия стали локомотивами, которые тянут в город вагоны с туристами. Мы решили разобраться, почему в туристическом бизнесе событие стало важнее места.

Жигулевское море

В этом году в рамках фестиваля «Жигулевское море» прошел чемпионат России по сноукайтингу.

Событие как повод для поездки

Говоря о туризме, большинство из нас представляет чарующие красоты юга Франции, спокойствие тибетских монастырей или величественность статуи Свободы. Но есть города, про которые туристы не вспоминают. Они не расположены на берегу моря, их достопримечательностям нет и ста лет, а национальный колорит не особо-то и чувствуется. Однако, и в них может процветать туризм – правда, событийный.

Событийный туризм – это особый вид поездок, когда мотивацией становится не само место, а событие, происходящее неподалеку. По результатам исследований  рынка сегодня более 50%  людей выбирают место для отдыха по событиям, которые будут там происходить. «Ловушками» для туристов могут стать музыкальные фестивали, карнавалы или спортивные соревнования. Решающий фактор здесь – оригинальность. Ни в одном из соседних городов подобного события быть не должно.

"Жигулевская вишня" - это не просто фестиваль, а сложившийся бренд.

«Жигулевская вишня» — это не просто фестиваль, а сложившийся бренд.

Для Тольятти событийный туризм – единственный возможный. Нашему городу особо нечем удивить иностранца. Приезжают сюда либо по работе, либо по случаю: такие монстры как Москва и Санкт-Петербург не оставляют регионам шансов заполучить международного путешественника. На иногородних тоже рассчитывать не приходится: Золотое кольцо России далеко, а наш город слишком молод.

Сделать Тольятти интересным могут события. Сами собой они появляются только в местах с богатой историей – когда местные по привычке поддерживают традицию. Чтобы создать туристический бум с нуля, нашему городу нужны «событийщики» — организаторы масштабных мероприятий.

К счастью, с ними в Тольятти все хорошо. Для кого-то события – это успешный бизнес, для других же — возможность сделать интересное мероприятие для друзей. Событийный туризм открывает новые возможности для сотрудничества. Вместе объединяются постоянные и временные точки туристического притяжения: фестивали, соревнования, музеи и памятники вполне можно увязать в единый маршрут.

 Визитная карточка города - "Классика над Волгой" - переживает ребрендинг. Теперь фестиваль называется "ТРЕМОЛО".

Визитная карточка города — «Классика над Волгой» — переживает ребрендинг. Теперь фестиваль называется «ТРЕМОЛО».

Примером того, как должен работать событийный туризм, может стать фестиваль «Сызранский помидор», который проводится с 2001 года. Мало того, что гости фестиваля попадают в гастрономический рай, так ещё и весь город преображается. Улицы меняют свои обычные названия на томатные аналоги, над городом парит надувной сеньор Помидор, а сызранская администрация сама задает тон народным гуляньям. Таким и должно быть успешное туристическое мероприятие — шумным, ярким и масштабным. В идеале фестиваль должен заканчиваться только у черты города. Именно такие события выглядят наиболее привлекательно.

На кого работаем?

Основная добыча тольяттинских турагенств – это посетители из близлежащих городов. Событие почти наверняка окупится, если оно рассчитано на короткий отпуск от двух дней. Такой короткий срок только повышает требования к качеству. Чтобы событие «выстрелило», его должна сопровождать мощная и продуманная рекламная компания. Важно привлечь всех: учреждения культуры, спорта, малое и среднее предпринимательство. Особенно хороших результатов «событийщики» добиваются под руководством городской администрации.

В Тольятти продолжают появляться новые мероприятия. Всероссийский фестиваль фэнтези и фантастики Толкон существует всего три года, но уже успел получить известность за пределами региона.

Андрей СамойловПо словам организатора Андрея Самойлова, начинать делать мероприятие нужно с описания идеи и целевой аудитории. Толкон сразу привлек к себе интерес всей области —  в первый же год он прошел в ДКИТе, а это одна из крупнейших площадок нашего города. Уже на второй год на Толкон потянулись участники со всей России. Сейчас один день Толкона посещают около 1500 человек, от 20 до 30% из которых – иногородние. Андрей гордится достигнутыми результатами и уже строит планы на будущее:

— Международный уровень — это интересная цель. Но надо понимать, что мы позиционируем свой фестиваль как однодневный, с плотной, насыщенной программой. Большая часть международных фестивалей проходит в более длительный срок — ехать на большое расстояние ради одного дня не каждый человек будет готов.

В этом году фестиваль пройдет уже 9 апреля. Сейчас мы продвигаем возможность заочного участия в некоторых конкурсах и номинациях. Таков, например, конкурс Иллюстраций: люди присылают свои работы, жюри их оценивает, а на самом фестивале мы проводим выставку и устраиваем открытое голосование. Победителей  ждут ценные подарки и призы от организаторов.

Создать фестиваль реально, если отталкиваться от целевой аудитории. В плане организации все зависит от тематики и масштаба. Какие-то вещи можно организовать на базе тайм-кафе. Начинающим обязательно стоит подружиться с Арт коммуной ТИТО, у них часто проходят небольшие мероприятия по разным тематикам. Вообще дружить нужно со всеми, при организации мероприятия может потребоваться помощь в совершенно неожиданных вопросах.

Непростая профессия

Владислав ДудкаНе смотря на то, что тольяттинские организаторы смогли вывести нашу область в авангард событийного туризма, они всё ещё сталкиваются с проблемами. Подробнее о жизни «событийщика» рассказал Владислав Дудка, исполнительный директор АНО «Совет развития событийного туризма Самарской области», организатор фестивалей «Жигулевская вишня», «Жигулевское море» и GES fest:

— Владислав, какие события в Тольятти проводить легче? Музыкальные фестивали, спортивные соревнования или что-то ещё?

— Все сложно. Наш город не особо приспособлен для событийного туризма – нет площадки, на которой было бы удобно проводить мероприятия. Но зато здесь есть люди, которые умеют делать события.

Когда я начинал 10 лет назад, о событийном туризме никто не знал – об этом начали говорить совсем недавно. Во многом это случилось благодаря тому, что мы организовали Совет развития событийного туризма Самарской области и начали принимать участие в различных премиях и конкурсах. Выяснилось, что тольяттинские «событийщики» вполне конкурентоспособны. Поэтому грустно, что в Тольятти всё ещё нет «событийного пространства». Чтобы провести мероприятие ведь много что нужно: транспортная доступность, наличие электричества и мест размещения людей, элементарные удобства — туалеты, душевые. Кроме того, фестиваль не должен никому мешать, иначе у окружающих сформируется негативный образ мероприятия.

Фестиваль Толкон - настоящая Мекка для косплееров со всей области. Здесь ожившие персонажи из комиксов и видеоигр - дело обычное.

Фестиваль Толкон — настоящая Мекка для косплееров со всей области. Здесь ожившие персонажи из комиксов и видеоигр — дело обычное.

— Может ли событийный туризм быть выгодным для города?

— Туризм — это важная составляющая экономики, поэтому он может быть выгоден не только городу и области, но и целой стране. Особенно хорошо, когда организаторам удается сотрудничать с государством. Например, Свердловская область каждый год разыгрывает 10 000 000 рублей среди «событийщиков».  Совет развития событийного туризма тоже разработал критерии оценки эффективности мероприятий – его утвердили в правительстве Самарской области ещё в прошлом году, но дальше этого пока не пошло.

Многие люди почему-то думают, что туризм развивается сам собой, без финансирования. Это утопия, всегда приходится искать спонсора. Хорошо, если им через конкурсы и гранты становится государство, с коммерческими структурами не всегда получается договориться. Так, в этом году фестиваль «Жигулевское море» стал масштабным благодаря АВТОВАЗу, но если поддержка прекратится – он вновь превратится в небольшое спортивное мероприятие.

Уровень конкуренции по стране растет безумными темпами. Пройдет ещё несколько лет – и мы начнем терять туристическую привлекательность. Пока развить отрасль ещё не поздно.

— Почему «событийщики»так активны именно в нашем городе?

— Предтечей событийного туризма стал Грушинский фестиваль: через него прошло целое поколение людей. Все они обладали разными интересами: кому-то нравилась бардовская песня, а кто-то хотел этнической музыки – и организовывал собственное мероприятие.

Тольятти – молодой город, историей обрасти ещё не успел, но зато здесь пока еще живут активные люди – они-то и способны вытянуть туризм. Любое мероприятие начинается с них. Сейчас я занимаюсь организацией Всероссийского форума «Россия событийная», который пройдет в Тольятти с 12 по 14 апреля. «Событийщикам» нужно собираться вместе, учиться на ошибках друг друга и общаться с профессионалами.

— Какое соотношение местных и иногородних гостей фестиваля считается хорошим?

— Скажу статистику по GES fest: 60% местных, 40% — иногородних. Мы осознано не звали больше людей из других городов – нам не хватало средств на то, чтобы обеспечить комфортные условия большему числу туристов. К сожалению, в этом году фестиваля в Самарской области не будет. В лучшем случае он переберётся в другой регион в следующем году, в худшем – будет закрыт совсем.

GESfest

В этом году GES fest можно не ждать

— Каким должно быть успешное событие?

— Залог успеха – это оригинальность. Нужно делать такие события, которых нет в других местах, тогда люди готовы будут  ехать на него. Простой пример: везде проходят фестивали этнической музыки, это уже набило оскомину. А вот фестиваль Барабаны Мира – единственный в своем роде. Разница ощутима даже на слух.

Совет начинающим: прежде чем организовывать свое мероприятие, стоит посетить на форум «Россия событийная». Это вообще подарок для местных организаторов – даже ехать никуда не нужно. Можно послушать кейсы успешных мероприятий, а также встретиться с экспертами – отличный опыт.

Помощь города

О том, как муниципалитет сотрудничает с событийщиками рассказала Наталья Христ, руководитель управления международных и межрегиональных связей мэрии Тольятти:

— В бюджете города на развитие туризма заложена скромная сумма: 1 млн рублей в год. Не смотря на тяжелую экономическую ситуацию, мы помогаем «событийщикам» в согласовании и регистрации мероприятий, а затем в их организации. Кроме того, мы всегда уделяем особое внимание информационному сопровождению. Люди должны знать об интересных событиях, которые происходят на территории города.

Стоит отметить, что мы содействуем продвижению мероприятий на всероссийский уровень: организовываем презентации на выставках, помогаем им побеждать в конкурсах и получать гранты. Для организаторов все это делается совершенно бесплатно.

Что дальше?

Российская туристическая культура пока только формируется: многие люди все еще не верят в жизнь за пределами отелей all-inclusive. Как показал интернет-опрос, в котором приняли участие 120 тольяттинцев, даже вытащить человека из дома – уже достижение. 64% опрошенных не помнят, когда в последний раз выбирались из Тольятти: за бортом осталась даже близкая Самара с красивым историческим центром и множеством интересных событий.

Оставшиеся 36% — это надежда и опора событийщиков. Этих людей ещё можно заинтересовать – осталось только понять, что им нравится. Сегодня судьба туристического Тольятти полностью лежит в руках его жителей. Устойчивое развитие возможно по простой формуле: «событийщики» создают мероприятия, власть налаживает взаимодействие всех со всеми, а тольяттинцы – выходят из дома и находят интересные события в городе, области и стране.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники